Замена червячной пары
Ремонт червячных редукторов
Диагностика
Выход из строя редукторной машины можно устранить, восстановив способность оборудования (если не прибегать к покупке новой модели). На необходимость в проведении ремонтных работ указывают факторы в виде нарушения ритма работы, сильной вибрации, посторонних шумов (стука, скрежета), отсутствия реакции на запуск (при включенном редукторе не работаю валы). При комплексной диагностике необходимо осмотреть устройство, замерить характеристики, проанализировать параметры и составить отчетность с советами, касающимися выполнения ремонта червячного редуктора. Процедура осуществляется во всех ситуациях, представленных выше, а также во время очень медленной работы устройства, высокого расхода смазочного сырья и иных нетипичных особенностях.
Возможные поломки
Существует несколько основных поломок оборудования. Среди них стоит выделить следующие: 1. Слишком сильное нагревание модели. Причины: недостаточное количество масла, отсутствие охлаждения, нарушение регулировки, износ подшипников, превышение нагрузок на редуктор. Способы ремонта: устранение загрязнений с устройства, доливание масла, снижение нагрузок, замена подшипников и т.д. 2. Неравномерность стуков внутри модели. Причины: повреждение подшипников, откалывание витков либо зубьев колес. Способы ремонта: замена подшипников и их регулирование, замена вала и колеса. 3. Повышение вибрации устройства. Причины: нарушение соосности модели с двигателем либо машиной, нехватка жесткости основы оборудования. Способы ремонта: избавление от несоосности валов, обеспечение жесткости основы редуктора.
Причины возникновения
Самыми частыми причинами возникновения поломок червячного редуктора являются такие: наличие механических повреждений корпуса оборудования, ослабевание затяжки болтов, повреждение рабочих кромок манжет либо отсутствие пружины. Также червячный редуктор может выйти из строя из-за повреждения/износа подшипников, регулировки, недостаточного количества масла, плохого охлаждения, если нагрузка на оборудование выше допустимой или наблюдается слишком малая жесткость основы, несоосность валов с приводом. Могут быть и другие проблем с редуктором, выявить их поможет только качественная и своевременная диагностика.
Особенности ремонта червячного редуктора
На процедуру ремонтных работ редуктора влияют результаты его диагностики. Обычно нужно выполнить разборку оборудования с целью замены изношенных деталей. Далее следует регулировка либо замена подшипников, червячной пары, очистка основания. В случае, если наблюдается возникновение люфта (поломка колеса или усадка подшипниковых деталей), то проблему надо решать заменой обоих запчастей либо только колеса. О том, что подшипники вышли из строя, свидетельствует появление постороннего шума во время запуска системы и ее некорректная работа. Такое случается по следующим причинам: неправильный выбор смазочного сырья, снижение качества смазывания, загрязнение самой смазки. Если из-под крышки течет смазочный материал, то это тоже может привести к проблеме. Часто причина кроется в довольно слабой затяжке креплений, решается она просто — для этого надо подтянуть болты. Во всех ситуациях ремонт оборудования заканчивается тем, что мастера проводят регулировку и специальные тестирования, в результате которых редуктор должен с легкостью поворачиваться вручную.
Виды неисправностей редуктора и их устранение
Редукторы являются одними из наиболее надежных устройств, благодаря лаконичной конструкции и отсутствию лишних узлов и деталей. Тем не менее, и они выходят из строя, если нарушены правила эксплуатации.
Основным признаком появления неполадок являются посторонние шумы. При появлении посторонних шумов при работе редуктора, следует понимать, что они связаны с появлением неполадок. Ждать развития неисправностей не стоит, их необходимо устранить сразу при обнаружении. Так, следует остановить работу оборудования, сделать осмотр и провести диагностику.
Важно! Чтобы избежать простоев в работе, целесообразно соблюдать регламент технического обслуживания редуктора, график устанавливает производитель в сопроводительной документации.
Порядок проведения диагностики
Дополнительные мероприятия
Во время осмотра устройства целесообразно проверить следующие элементы:
- надежность фиксации электрического двигателя, входного вала и рабочего оборудования;
- уровень масла и его состояние (кислотное число, вязкость, содержание воды и наличие примесей);
- состояние подшипников и равномерность их смазки;
- надежность расположение редуктора на фундаменте.
Основные поломки и их устранение:
Неритмичные резкие стуки в устройстве
Если из редуктора раздаются резкие стуки, причинами их могут быть:
- повреждение или выход из строя подшипников, в этом случае вам необходимо либо отрегулировать деталь, либо поменять ее на новый элемент;
- поломка червячных витков или зубьев колеса, после осмотра и оценки дефекта, пара подлежит регулировке или замене.
Редуктор постоянно перегревается
Если устройство при работе нагревается выше установленных производителем значений, причин может быть три:
- в зацеплении происходит заедание, в этом случае нужно снизить нагрузку на устройство до того времени, пока рабочие поверхности не притрутся друг к другу;
- подшипники редуктора исчерпали ресурс или физически износились, так нужно либо отрегулировать их, либо – заменить;
- в редукторе недостаточно смазки, которую нужно просто долить.
Устройство работает с повышенными вибрациями
Причинами усиление вибраций в работе могут быть:
- нарушение направления оси вала электрического двигателя, рабочей машины или редуктора, в этом случае следует отрегулировать элементы, устранив несоосность;
- основание имеет недостаточную жесткость, его необходимо укрепить.
Протечки масла
Течь масла может быть обнаружена на участке прилегания крышек или через уплотнители. Причинами могут быть:
- в отдушине засорилось дренажное отверстие, в этой ситуации пробку следует прочистить и отмыть в керосине;
- крепежные болты затянуты слабо, их нужно подтянуть;
- уплотнитель истерся, его нужно поменять на новый элемент.
Последовательность работ
Если неисправности выявлены, следует выполнить такие действия:
- разобрать редуктор;
- очистить все элементы от загрязнений;
- устранить неисправности или заменить детали;
- собрать устройство;
- протестировать редуктор на предмет работоспособности.
Важно! Самостоятельные работы возможны при наличии необходимых компетенций, инструментария и качественных запасных частей. В противном случае мероприятия следует доверить специалистам.
Наиболее распространенная причина поломки
В результате сильных вибраций у редуктора откручивается крепежный болт. Отдельные производители решили устранить эту проблему посредством изменения конструкции устройства. В таких моделях корпус состоит из двух частей, в которые вварены штифты, образующие вместе болт, что увеличивает надежность фиксации. Редукторы с этой конструкцией уже протестированы и хорошо показали себя в работе, поэтому еще при покупке следует обратить внимание на конструкцию подшипникового держащего болта.
Как самостоятельно отремонтировать червячный редуктор.
Диагностика и ремонт червячного редуктора.
Червячные редукторы, как, впрочем, и любой другой механизм, периодически выходят из строя и требуют проведения ремонта, а, в случае невозможности последнего, замены механизма. Если с заменой всё понятно — снял, купил и поставил, то мы рассмотрим малобюджетный вариант диагностики и как самостоятельно отремонтировать червячный редуктор.
Возможные неисправности червячных редукторов:
- подтекает сальник червяка,
- люфт в червячной передаче,
- работа рывками, неравномерное вращение,
- повышенный шум,
- течи масла из-под крышек редуктора,
- сильный нагрев корпуса в местах установки подшипников.
Причины возникновения неисправностей:
- неправильная установка пробок и отдушин на корпусе редуктора,
- износ червячного колеса,
- выход из строя подшипников,
- неправильная установка крышек редуктора,
- неправильная регулировка редуктора.
Способы устранения неисправностей червячного редуктора.
Итак, обо всём подробно.
При неправильной установке пробок и отдушин (сапунов) получается двойной отрицательный эффект. Во-первых, на месте отдушины закручена глухая пробка, что препятствует выходу лишнего воздуха при работе редуктора и нагреве масла, при котором создаётся дополнительное давление, которое выдавливает смазку в любом удобном месте. Во-вторых, отдушина с отверстием оказывается ниже уровня масла, которое просто вытекает через неё. Также масло из сальника может сочиться, если хвостовик червяка согнулся в следствии несоосной установки редуктора или неправильной установки на него шкива или муфты. Хвостовик в этом случае просто разбивает отверстие в сальнике. При отсутствии нового червяка, его можно попытаться подправить на токарном станке, прокручивая и аккуратно постукивая молотком в местах отклонения от оси. Такой ремонт невозможен для крупных редукторов типа РЧН-180 или РЧП-180.
При возникновении люфта в червячной паре, диагноз однозначен износ червячного колеса. Капитальный ремонт возможен только при замене хотя бы червячного колеса. Технологически возможно возникнут сложности на двухступенчатых редукторах из нашего каталога типа DRV 63/30, DRV 50/30 или DRV 40/30. Такие редукторы для начала надо «располовинить». Как временную меру можно применить следующее, за счёт боковых крышек сместить червячное колесо в какую-либо из сторон относительно червяка, что позволит на время уменьшить зазор в передаче. Схематично такая операция приведена ниже на рисунке..
Так же зазор может возникнуть через некоторое время после первоначального пуска редуктора, но он устраним. Дело в том, что подшипники под нагрузкой как-бы просаживаются немного, садятся на свои места. В этом случае путём установки или удаления прокладок под крышками редуктора просто отрегулировать зазоры в подшипниках.
При неравномерной работе или посторонних шумах действия одинаковы замена подшипников, которые могут выходить из строя при плохой смазке или попадании стружки. Последняя образуется при срабатывании червячного колеса. Смазка чаще всего нарушается при установке редуктора выходным валом вверх. Такое встречается на редукторах Ч-125 или 1Ч-125 при установке на самодельные бетоносмесители.
Течи масла из-под крышек возникает при слабой затяжке болтов последней. Для надёжности плоскости разъёма крышки и корпуса можно обработать герметиком.
Сильный нагрев корпуса в местах установки подшипников возможен как при плохой смазке, выходе из строя подшипника, так и при перетяжке крышек. При регулировке редуктор, даже такой, как Ч-160 или 1Ч-160, должен проворачиваться от руки.
Особо хотелось бы отметить неисправности глобоидного редуктора Чг-125. Прежде, чем заказывать запасные части для него или новый редуктор, необходимо провести тщательную регулировку. Особенности глобоидной передачи требуют при регулировке механизма проводить осевое смещение не только колеса, но и червяка. Только так можно найти «золотую середину».
Касаемо редукторов РЧУ-100, которые уже мало применяются, как самостоятельный механизм, а всё чаще устанавливаются на двухступенчатые червячные редукторы в качестве первой ступени, то их диагностика и ремонт аналогичны современным моделям.
И, при любых действиях с редуктором, раз уж вы его сняли и разобрали, необходимо очистить от грязи корпус для улучшения охлаждения и поменять смазку.
Ремонт червячных передач;
Червяк представляет собой вал с зубьями в виде винтовой линии. По числу винтовых линий червяки бывают однозаходными, двухзаходными, трехзаходными и т. д. Передаточное число червячной пары равно отношению числа заходов червяка к числу зубьев червячного колеса. При полном обороте однозаходного червяка колесо повернется на один зуб, двухзаходного – на два зуба и т. д.
Зубья на червячном колесе имеют эвольвентный профиль и расположены на цилиндрической поверхности колеса под углом, соответствующим углу подъема винтовой линии червяка. Вследствие непрерывного скольжения зубьев червяка по поверхности зубьев колеса червячная передача работает на истирание, требует лучшей смазки и быстрее изнашивается, чем зубчатая.
При ремонте червячную пару очищают от смазки, осматривают и исправляют мелкие дефекты, зачищают заусенцы на зубьях червяка и колеса, проверяют износ зубьев. Зубья червячного колеса изнашиваются быстрее зубьев червяка, поэтому в нереверсивных передачах часто переворачивают колесо на валу, заставляя зубья работать неизношенным профилем. При значительном износе червячную пару заменяют. Если заменяют только червяк или червячное колесо, новую пару прирабатывают.
Червячные передачи требуют точной сборки, при которой контролируют радиальные и боковые зазоры, отклонения межосевого расстояния, перекос осей и смещение червяка относительно среднего сечения колеса. Радиальные и боковые зазоры в зацеплении проверяют так же, как и в зубчатой передаче. По радиальному зазору определяют высоту расположения червяка над червячным колесом, т. е. межосевое расстояние, нарушение которого вызывает повышенный износ червяка и зубьев червячного колеса. Смещение оси червяка относительно среднего сечения колеса устанавливают отвесом или линейками (рис. 3.7, а). Вертикальная ось червяка должна совпадать со средним сечением колеса, что определяется равенством расстояний т.
Схема проверки межосевого расстояния показана на рис. 3.7, б. При правильной сборке расстояния п между осями червяка и червячного колеса с обеих сторон должны быть равны.
Контакт зубьев собранной червячной пары проверяют по отпечаткам краски, определяя характер и размер пятен касания. На рабочую поверхность витка червяка наносят тонкий слой краски, а затем поворачивают червяк, притормаживая колесо, если оно еще не сцеплено с валом механизма. Правильная форма отпечатка краски на зубьях червячного колеса показана на рис. 3,7, в. Размер отпечатка должен составлять 50–60 % высоты и 35–75 % длины зуба (в зависимости от точности изготовления пары). Если размер пятна недостаточен, червячную пару обкатывают. Смещение отпечатка от среднего положения указывает на неправильную сборку.
Рис. 3.7. Проверка сборки червячной пары по совпадению осей (а), межосевому расстоянию (б)и отпечаткам краски (в)
Вал червяка вместе с насаженными на него подшипниками качения должен иметь свободу для осевых перемещений. В зависимости от конструкции редуктора свобода для осевых перемещений предусматривается в одном подшипнике или в обоих. Осевые перемещения указаны на чертеже. При установке червяка в подшипниках скольжения свобода для осевых перемещений обеспечивается зазором между буртами вала и галтелями вкладышей.