Milling-master.ru

В помощь хозяину
38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Веретенное масло чем заменить

Веретенное масло — применение

Веретенка своим названием обязана советскому ГОСТ, которым было определено использование этой разновидности индустриального масла для смазывания быстроходных и мало нагруженных подшипников веретён прядильных машин. Сегодня же сфера его применения значительно расширилась (иногда даже допускается заправка гидросистем техники). Но следует понимать, что масло веретенка — это далеко не каждая индустриальная смазочная жидкость.

Состав и технические характеристики

Все индустриальные масла получаются в результате переработки парафинистой сернистой и мало сернистой нефти, путём фенольной очистки смеси и последующей депарафинизации. Следовательно, в состав жидкой смазки входят очищенное масло или его смесь с остаточным. Также в конечном продукте может содержаться не более 1% серы.

В большинстве своём, индустриальные масла производятся без присадок. Но с целью улучшения эксплуатационных характеристик и предотвращения окисления в процессе хранения, производители могут вводить в состав продукта антиоксидантные присадки, о наличии которого можно узнать из маркировки смазки.

Группа индустриальных масел, которые можно отнести к веретенкам, обладают:

  • малой вязкостью — до 35 мм2/с при 40 °С;
  • кислотным числом не более 0,05 мг КОН на 1 г;
  • зольностью до 0,005%;
  • температурой застывания не выше минус 15 °C и вспышки не менее 165 °C;
  • плотностью не более 890 кг/м3 при 20 °C.

Под это описание подпадают только масла марки И-20 и АУ. Смазки И-40 вместе с И-50 хоть нередко и позиционируются производителем в качестве веретенок, таковыми не являются, поскольку они хуже справляются с защитой малонагруженных быстроходных узлов от износа.

Маркировка и виды веретенного масла

Привыкшие к старым ГОСТ люди часто теряются при виде новых маркировок. И наоборот, те, кто пользовался продукцией, сертифицированной по современным стандартам, часто упускают из виду аналоги с обозначением, которое соответствует действующим ГОСТ старого образца. Поэтому, во избежание путаницы, ниже приведён полный перечень веретенок с расшифровкой буквенно-числовых обозначений.

Масло АУ

А — нефтяное минеральное масло без присадок.

  • малонагруженные гидросистемы с шестерёнными или поршневыми насосами (максимальная рабочая температура +80 °C, давление — до 15 МПа).

Обозначение по ГОСТ — МГ-22-А,

  • М — минеральное;
  • Г — гидравлическое;
  • 22 — максимальная вязкость при температуре в 40 °С;
  • А — без присадок.

Масло И-20А

20 — индекс вязкости, отражающий степень её зависимости от температуры окружающей среды (по SAE J 300),

А — без присадок.

Аналог по привычному ГОСТ — ИГА-38,

  • И — индустриальное;
  • Г — гидроочищенное;
  • А — без присадок;
  • 32 — максимальная вязкость (в мм2/с) при температуре в 40 °C.

Сфера применения

Одной из ключевых особенностей веретенки является способность долгое время сохранять свои технико-эксплуатационные свойства при рабочих температурах в диапазоне от 50 до 60 °C. Также она выдерживает кратковременный скачок до 100–120 °C без потери своих качеств. Но продолжительные или слишком частые высокотемпературные режимы приводят к окислению масла и ухудшению его свойств, поэтому для таких условий.

К прочим отличительным чертам этой разновидности индустриальных масел относятся:

  • дешевизна и простота производства;
  • стабильность индекса вязкости (умеренное её изменение по мере роста рабочих температур);
  • достойный уровень защиты узлов от трения и коррозии;
  • повышенный уровень чистоты;
  • совместимость с легированными смазочными материалами идентичной вязкости.

Веретенка используется в качестве рабочей жидкости в гидросистемах промышленных машин и механизмов, рассчитанных на высокоскоростную работу при малых нагрузках и плюсовой температуре. Помимо этого, она применяется для смазывания шпиндельных узлов, подшипников, втулок, зубчатых передач.

Наиболее широкое распространение веретённое масло получило в текстильной промышленности, где от чистоты и вязкости смазочного материала зависит износостойкость мало нагруженных быстро движущихся узлов ткацких станков, вязальных и швейных машин.

Немногим реже веретенка используется в измерительных приборах, но в этой сфере главным её конкурентом являются легированные индустриальные масла аналогичной вязкости.

Ещё один вариант использования веретенки в промышленности — в качестве сырьевой базы при изготовлении более вязких или легированных минеральных масел с присадками. Смазывающе-охлаждающие эмульсии на основе веретенки активно применяются при резке материалов.

Отработанная же веретенка используется для приготовления смесей, используемых при закалке и воронении стали, обработки металлов абразивами в масляной среде, для консервации готовой продукции металлопроката. А в быту чистая веретенка незаменима при обработке движущихся узлов швейных машин, смазывания дверных петель, замков и прочих мелких подвижных конструкций, требующих защиты от коррозии и износа, но не испытывающих больших нагрузок.

Как выбрать веретенку

Ключевыми параметрами при выборе индустриального масла являются:

  • цена;
  • вязкость;
  • диапазон рабочих температур и максимальной нагрузки;
  • фасовка.
Читать еще:  Чем заменить шланги в бензопиле

Первый параметр актуальнее всего при массовой закупке смазки, и по этому критерию выигрывает марка АУ. Но максимальная вязкость этого масла составляет всего 22 мм2/с при 40 °C, что делает его непригодным для использования в узлах, испытывающих средние нагрузки. Также веретенка АУ уступает аналогу и по таким критериям как:

  • верхняя граница рабочих температур (70 °C против 80 °C у И-20А);
  • минимальная температура вспышки (165 °C против 200 °C).

Но когда речь идёт об использовании при низкотемпературных режимах, то более дешёвая веретенка радует границей застывания при минус 35 °C, в то время, как И-20А «радует» скромными минус 15 °C, что в бытовых условиях делает её выбор более приоритетным.

Что же касается специфических свойств индустриальных масел, которые последние приобретают в результате легирования, то допустимым максимумом для веретенки считается примесь антиоксидантов. Если же нужен смазочный материал с антикоррозийными, противоизносными, противозадирными присадками или модификаторами трения, то лучше исключить веретенки из списка покупок, заменив их на сходные по вязкости легированные формулы.

Не менее важный момент — отсутствие детергентов диспергентов в составе И-20А или АУ, что помимо невозможности использования веретенок в подверженных загрязнённости и повышенному износу узлах, накладывает ещё и отпечаток на условия их хранения.

Именно по этой причине рекомендуется закупка масел в таре, надёжно защищающей состав от контакта с окружающей средой.

Для тех, кому такая смазка нужна в больших количествах, производители предусмотрели пластиковые канистры объёмом от 1 до 20 л и бочонки вместимостью до 200 л.

Веретенка для бытовых нужд обычно поставляется в пластмассовых маслёнках вместимостью от 50 до 250 мл (наиболее распространённые форматы — от 80 до 100 г).

Такая предусмотрительность продиктована желанием ограничить контакт масла с воздухом, снизив вероятность его окисления и загрязнения. Это отражается в общей рекомендации: перед тем как закрыть флакон, желательно придавить его таким образом, чтобы уровень смазки максимально приблизился к горлышку посуды.

Веретенные масла — что это такое и где используются

Не могу сказать, что мои знания могут сравниться с автослесарем, но что-то в машинах я все-таки понимаю. В одном разговоре мой товарищ употребил термин «веретенное масло». Скажу честно, я очень удивился, ибо никогда такого не видел.

Мне удалось узнать, что веретенные масла – это крайне дешевые и очень простые в использование индустриальные смазочные жидкости. Они используются в температурном диапазоне от минус 35 до плюс 100, некоторые из них выдерживают кратковременного нагрева до 125 градусов по Цельсию. Индустриальные, или веретенные, масла применяются для смазывания ткацких станков или же других сферах промышленности.

Использование веретенного масла

Веретенное масло предназначено для промышленного применения. Они выпускаются в бочках и канистрах, обычно приобретаются крупными предприятиями. Если же средство необходимо для личного использования, его можно приобрести в пластиковых флаконах с тонким носиком. Индустриальное масло предназначено для применения в гидравлических системах различных промышленных машин – оно выступает в качестве рабочего тела. Жидкость крайне необходима для обработки:

  • Шпиндельных узлов;
  • Подшипников скольжения и качения;
  • Среднезагруженных зубчатых передач;
  • Легконагруженных втулок;
  • Отдельных узлов вязальных, швейных, трикотажных машин.
  • Подпятников сепараторов.

Веретенное масло обладает уникальными свойствами. За счет определенного состава оно может гарантировать оптимальную нагрузку на гидравлические привода при работе в диапазоне температур от -35 до +100 градусов по Цельсию. Нужно учитывать, что индустриальное масло выдерживает температурный режим и до +125, однако в течение непродолжительного времени. Лучше всего средство сохраняет свои свойства при температуре в диапазоне +50-60 градусов.

Благодаря дополнительным присадкам, которые добавляются в индустриальное масло, можно значительно увеличить длительность эксплуатации отдельных узлов. В большинстве случаев данное средство является основой для производства других смазочных материалов для промышленных станков. Среди основных преимуществ, которыми обладают индустриальные масла, можно выделить:

  • Может применяться вместе с другими смазками, которые обладают одинаковым уровнем вязкости.
  • Индекс вязкости сохраняется на одном и том же уровне.
  • Не изменяется под воздействием внешней среды.
  • Может применяться как промежуточное масло.
  • Индустриальное масло лучше всего защищает от износа и коррозии.
  • Не загрязняет механизмы, оставляет их чистыми.
  • Эксплуатационные характеристики не меняются в течение долгого времени.

Состав и технические характеристики

Индустриальное масло обладает особым составом. Оно основано на нефти, за счет чего обладает отличными вязкостно-температурными характеристиками. За счет этого обеспечивается отличная защита механизмов и отдельных узлов от чрезмерного износа и преждевременного появления коррозии. По методы производства веретенные масла могут быть следующих видов:

  • Дистиллятные. Веретенное масло такого типа обладает высокими эксплуатационными свойствами, которые не меняются под воздействием температур, и отличной вязкостью. Нужно учитывать, что из-за недостатка естественных масляных веществ такие веретенные масла обладают плохими смазывающими свойствами.
  • Остаточные. Индустриальные масла такого типа возникают в результате деасфальтизации тяжелых нефтяных остатков. По термостабильности и вязкостно-температурным показателям остаточные масла значительно уступают дистиллятным.
  • Компаундированные. Такие индустриальные масла образуются путем смешивания остаточных масел с дистиллятными. Производителю нужно следить, чтобы химический состав масла соответствует ГОСТ 20799-88.
Читать еще:  Запчасти для станков купить

Как производится веретенное масло?

Согласно нормам ГОСТа, индустриальное масло может производится двумя способами. Каждый из них обладает рядом преимуществ и недостатков. Описание каждого из способов следующее?

  • Перед перегонные аппараты основа из чистого дистиллята возгоняется под высокой температурой. В результате в масле практически отсутствуют сернистые фракции. Это наиболее качественный смазывающий продукт по невысоким ценам.
  • После смешения остаточного сырья и продуктов дистилляции. Это дешевый тип масла, который получают в результате использования деасфальтизированного гудрона. Такой продукт может использоваться только для смазки ненагруженных механизмов – оно не подходит для оборотистых узлов и гидравлики.

Как выбрать веретенное масло?

Подбирать веретенное масло достаточно просто. В первую очередь необходимо определиться со степенью нагрузок, которые возникают на эксплуатируемых системах и механизмах. Если же в узлах определяется большая механическая нагрузка, применяются веретенные масла с большим коэффициентом вязкости. Если же нагрузки в системах небольшие, то подходят масла с небольшим показателем вязкости.

Использование продуктов с большим количеством антиоксидантных присадок позволяет надежно защитить детали трущихся механизмов от преждевременного износа. Благодаря этому удается продлить срок их службы в 2-3 раза. Веретенные масла – выгодное вложение, так как обработка ими позволяет увеличить срок службы любых механизмов. Стоимость подобных средств невысока, однако эффект от них значительный.

Веретенное масло: что это такое и где применяется

Многие из вас слышали термин «веретенка», однако не все знают, что он значит. Если обратиться к архивным техническим документам двухсотлетнего возраста, можно найти следующее определение:

Применяется для смазки подшипников скольжения (и качения) в станках и механизмах с высокой скоростью вращения. Также используется в военном деле: веретенкой заполняются гидравлические цилиндры орудийных лафетов.

Что такое веретенка применительно к современным смазочным материалам?

Исходя из исторического определения, становится ясно, что масло веретенка, не что иное, как индустриальная смазка. Применение из перечня также соответствует современным технологиям. А заполнение гидравлических цилиндров оружейных лафетов – это работа гидравлики в современных механизмах.

Откуда взялся термин «веретенка»? Одно из первых применений – смазывание веретен промышленных текстильных машин (отсюда и название). Изначально использовались растительные масла и деготь, но такая смазка не выдерживала длительной эксплуатации в условиях высоких оборотов.

Приходилось останавливать ткацкий станок, и производить полную замену технических жидкостей с очисткой подшипников трения. Это тормозило процесс, и снижало производительность труда.

С появлением веретенки, проблема была устранена. Новое масло заливалось на длительный срок, не меняло свойств от перегрева, и могло пополняться прямо во время работы станка.

Применительно с современным индустриальным маслам, это продукт дистилляции гудронов, без добавления загустителей и присадок: соответственно обладающее низким коэффициентом вязкости. Под эти характеристики подходит весь спектр индустриальных и гидравлических масел, включая популярное И-20А.

Тем не менее, вязкость веретенного масла имеет определенный диапазон значений. Если верить маркетинговой классификации, под понятие «веретенка» попадают такие индустриальные масла, как И-20А, И-40А, И-50А.

Производители с одной стороны ссылаются на ГОСТ-20799-88, а с другой – используют на упаковке традиционное название. Покупатели, не зная достоверно, что это такое веретенное масло, используют его не по назначению. При этом, смазываемым механизмам наносится непоправимый вред, а гидравлика не выдерживает штатной нагрузки.

Общий совет при выборе масла

  • И-20А: кинематическая вязкость 25-35;
  • И-40А: кинематическая вязкость 51-75;
  • И-50А: кинематическая вязкость 90-110.

Эти масла применяются в качестве рабочего состава гидравлических систем строительной и дорожной техники, тяжелый обрабатывающих станков, прессов, кузнечных молотов.

Кроме того, бесприсадочное масло низкой вязкости отлично подходит для смазки шестеренных передач с малой и средней нагрузкой. При условии постоянной подачи веретенки в рабочую зону, ее можно использовать для направляющих в устройствах скольжения.

Есть прямая и обратная зависимость применения от вязкости.

  • высокая вязкость – больше нагрузка, меньше скорость;
  • низкая вязкость – средняя и легкая нагруженность механизмов, быстроходные механизмы.

Производство веретенного масла

Существует два способа получения качественной веретенки по ГОСТу.

  1. Основа из чистого дистиллята. В перегонных аппаратах, в условиях глубокого вакуума, мазут (из нефти) возгоняется под воздействием высокой температуры. Практически отсутствуют сернистые фракции. Качество такого масла очень высокое, а стоимость вполне демократичная.
  2. Смесь продукта дистилляции и остаточного сырья. С целью удешевления производства, применяется деасфальтизованный гудрон. Основа получается сернистая или малосернистая (в зависимости от пропорций остаточного сырья). Для смазки ненагруженных механизмов такое масло применяется без ограничений. А вот для высоко оборотистых узлов и для гидравлики – оно не подходит.
Читать еще:  Запчасти к фрезерному станку

Расфасовка традиционная: от литровых бутылок до 200 л бочек. Для бытового применения (дверные петли, швейные машинки и пр.) предусмотрены компактные масленки.

Веретенное масло, произведенное по техническим условиям

Помимо ГОСТовской продукции, нефтеперерабатывающие предприятия выпускают веретенку по ТУ 38.1011232-89. Чтобы не заставлять покупателя вычитывать параметры на этикетке, этот тип масла выпускается в отдельной группе «АУ».

Несмотря на то, что веретенка серии «АУ» является самостоятельным продуктом, готовым к применению, она может использоваться в качестве сырья. На ее основе производятся другие смазки, с повышенным качеством.

В чистом виде применяется в основном для смазки малонагруженных узлов и механизмов. При рабочей температуре от -35° до +90°, используется в качестве рабочей жидкости гидроприводов. Это ограничивает область применения, но при этом позволяет сэкономить.

Кинематическая вязкость такой смазки составляет 16-22, этот показатель не дотягивает даже до веретенного масла по ГОСТ: И-20А. К тому же, масло серии «АУ» сильно застывает при минусовой температуре. Еще один недостаток – низкая температура вспышки — 167°. Это накладывает дополнительные ограничения.

Внимание! Веретёнка!

Предупреждаем о необходимости отказа от использования индустриальных масел И-20, И-30 и т.д. в гидравлике

ВНИМАНИЕ! «ВЕРЕТЁНКА».

использование в гидравлике так называемой «веретёнки» (масло индустриальное), категорически запрещено.

Внимание! Хотим обратить внимание всех, кто работает с гидравликой.
Ни в коем случае не используйте в гидросистемах машин так называемую «веретёнку» (масла И20, И30 и т.д.). Это — промышленные масла, не предназначенные для гидравлики.
Необходимо запомнить, что:

  1. Веретёнка очень гигроскопична, т.е. постепенно впитывает в себя влагу из окружающего воздуха, в результате масло превращается в эмульсию. В результате резко меняются свойства рабочей среды. Последствия этого могут быть очень плачевными. Самое малое, что может произойти — это образование коррозии на внутренних поверхностях элементов гидросистемы и, как следствие, такие неполадки, как заклинивание золотников гидрораспределителей, выход из строя клапанов и гидрозамков и т.д. В худшем случае может произойти гидроудар.
  2. Кроме гигроскопичности, веретенное масло не содержит необходимых присадок, обеспечивающих сохранность гидросистемы, что влечет за собой преждевременный износ компонентов.
  3. Вязкость веретенного масла ниже, чем необходимо, в результате чего снижается эффективность работы многих элементов гидравлики, в первую очередь — гидронасосов и гидромоторов.

Выход из строя компонентов гидросистем (гидромоторов, гидронасосов, насосов НШ, гидрораспределителей, гидрозамков, клапанов, манометров и др.) в которых применяется «веретенка» не является гарантийным случаем и стоимость вышедшей из строя запчасти не возмещается покупателю!

Рекомендуем использовать в гидравлике

  • отечественные масла ВМГЗ, Гидро-А, МГЕ-46 (только летом!)
  • импортные масла класса HVLP, либо HLP

Еще пара советов от Строймашсервис групп:

Старайтесь использовать сезонное масло, с вязкостью, соответствующей температуре окружающей среды.

В изношенных гидронасосах увеличиваются зазоры между трущимися поверхностями. Если при этом применяется зимнее масло, то производительность гидронасоса резко снижается, так как при сильном нагреве масло становится очень жидким. Гидравлическая жидкость, закачиваемая насосом, будет попросту проливаться между плунжером и корпусом насоса. При этом снижается не только КПД насоса, но и давление в системе.

В случае, если применяется летнее, вязкое масло в холодных условиях, также снизится эффективность работы механизмов из-за низкой прокачиваемости (будет происходить т.н. «масляное голодание»).

Не используйте самодельные присадки для изменения свойств гидравлических масел!

Для разжижения летних масел в холодных условиях доморощенные механики иногда доливают небольшое количество дизельного топлива. Это недопустимо!

В процессе движения в гидросистеме в масле образуются пузырьки воздуха. Хоть производители и борются с этим с помощью специальных антипенных добавок, однако полностью избавиться от пузырьков не получается. В момент высоких нагрузок происходит резкое образование пены. В случае, если в масле имеется дизтопливо, оно также выделяется в пузырьки вместе с воздухом и, как результат, образуется горючая смесь, практически такая же, как в двигателе внутреннего сгорания. Под действием высоких давлений эта смесь может воспламениться, что приводит к перегреву и порче масла, разрушению уплотнений (резиновых и полимерных), резкому износу внутренних поверхностей элементов гидросистемы.

Рекомендуем не экономить на гидравлических маслах, так как в противном случае расходы на ремонт значительно превысят сэкономленное.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector