Milling-master.ru

В помощь хозяину
291 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем заменить циатим 221

Особенности применения смазки «Циатим 221». Аналоги

От качества применяемых смазочных материалов зависит продолжительность эксплуатации различных агрегатов. Чтобы максимально уменьшить процесс трения между металлическими деталями можно использовать не только масла, но и пластичные составы.

Существует огромное количество подобных материалов, но для людей, которые предпочитают использовать продукцию отечественного производства наилучшим решением будет приобретение смазки «Циатим 221».

О характеристиках и применении «Циатим 221», а также за какое количество российских рублей можно приобрести этот товар будет рассказано далее.

Характеристики

Основным преимуществом смазки «Циатим 221», перед другими пластичными составами, заключается в возможности использования её при жёстких температурных условиях. Вещество сохраняет физические свойства при +150 градусах. Если необходимо обработать механизмы находящиеся на морозе, то состав может быть использован при температуре до минус 60 градусов.

Высокая универсальность этого материала достигается за счёт правильно подобранных веществ входящих в состав «Циатим 221». Для производства смеси применяются следующие ингредиенты:

  1. Силиконовое масло.
  2. Кальциевое мыло.
  3. Антиокислительные присадки.

«Циатим 221» не содержит воды, но при хранении в открытой ёмкости поглощает её из воздуха. Чтобы предотвратить этот процесс запрещается оставлять открытыми ёмкости со смазкой, а также использовать её для обработки механизмов и машин, работающих в условии повышенной влажности.

Смазка может быть применена для снижения трения при работе металлических деталей, но особенно эффективна при использовании в узлах, где происходит соприкосновение трущихся металлических и резиновых поверхностей. Благодаря отсутствию в составе продуктов нефтепереработки и наличию антиокислительных присадок удаётся добиться максимального срока эксплуатации сальников и манжет подшипников.

Недостатки

Основным недостатком смазки «Циатим 221» является высокая гигроскопичность продукта. Если применение материала будет производиться в условиях пониженных температур, то ранее впитанная влага кристаллизуется и антифрикционные свойства будут резко снижены.

Несмотря на возможность использования «Циатим 221» в механизмах с высокой скоростью вращения, оптимальным будет применение этого вида пластичных материалов только в парах трения металл-резина и металл-пластик.

Подшипники скольжения, работающие при высоких скоростях, лучше смазать составами, предназначенными для работы в подобных условиях.

Применение

Наиболее часто этот вид смазки применяется в подшипниках качения электрических машин. Также можно использовать «Циатим 221» для обработки валов имеющих специальные резиновые манжеты, которые предохраняют механизм от попадания пыли.

Отлично подходит пластичный состав для механических рулевых реек легковых автомобилей и шаровых опор.

Циатим 221F

Смазка «Циатим 221F» является улучшенной версией «Циатим 221», основное отличие которой заключается в неспособности поглощать влагу из воздуха. Благодаря отсутствию гигроскопичности «Циатим 221F» может быть успешно применен для смазки агрегатов, работающих в условиях высокой влажности.

Имеются также и существенные отличия в составе пластичных материалов. «Циатим 221F» содержит ультрадисперсный политетрафторэтилен, который позволяет существенно увеличить противоизносные свойства смазочного материала.

Также увеличена термостойкость и устойчивость к агрессивным средам, что позволяет значительно расширить область применение усовершенствованного пластичного состава.

Отличие «Циатим 221» от «Циатим 201» и стоимость

Основная разница Циатим 201 и 221 заключается в составе смазочных материалов. «Циатим 201» содержит продукты переработки нефти, поэтому существенно снижена максимальная рабочая температура, при которой можно будет использовать данный состав. Также не рекомендуется использовать этот вид смазочного материала для обработки резиновых деталей.

Во всех остальных случаях материалы могут быть взаимозаменяемыми, в том числе, когда необходимо использовать смазку при очень низкой температуре воздуха.

Кроме перечисленных различий материалы существенно отличаются в стоимости. Цена «Циатим 221», как правило, в 4 – 5 раз выше чем «Циатим 201». На российском рынке «Циатим 221» можно купить за 800 руб/кг.

Аналоги «Циатим 221»

Если по каким-либо причинам не удаётся приобрести оригинальную марку, то можно использовать следующие аналоги:

  1. HUSKEY 350 Silicone Grease – высокотемпературная силиконовая смазка, которая может применяться как заменитель «Циатим 221» и «Циатим 221F». Максимальная температура, при которой не происходит заметного снижения противозадирных и антифрикционных качеств, лежит в диапазоне от минус 50 до + 300 градусов.
  2. AeroShell Grease 15 – силиконовая смазка работающая при температуре от -73 до +232 градусов. Отлично подходит для использования в подшипниках качения работающих при невысоких скоростных нагрузках.
Читать еще:  Чем заменить шланги в бензопиле

Современные аналоги «Циатим 221» немного дороже, но благодаря более широкому температурному диапазону и улучшенному составу применяемых присадок позволяют добиться существенного увеличения эксплуатационного ресурса обрабатываемых деталей.

Заключение

Отзывы о смазке «Циатим 221» уже более полувека только положительные. Благодаря относительно невысокой стоимости и отличным эксплуатационным качествам этот вид смазочного материала ещё долгое время будет использоваться по назначению. Но если возникла необходимость в применении более совершенных составов, то можно использовать любой из аналогов представленный в этой статье.

Смазка ЦИАТИМ-221. Назначение, особенности, современные аналоги.

Настоящей статьёй начинается краткий цикл публикаций о специальных смазках номенклатуры ГОСТ, которые в силу широко наступающего рынка современных смазочных материалов утратили первоначальное значениеи используются не всегда технически грамотно. Существует множество заблуждений, которые я постараюсьне столько разоблачить, сколько на их примерах пояснить принципы правильного подбора смазок. Ибо, как сказал Гельвеций, понимание принципов освобождает от запоминания бесчисленного множества частностей.

Итак, окутанный мифами о «крылатом» происхождении ЦИАТИМ-221, восприятие которого в сознании механиков зиждется на его аэрокосмическом назначении и довольно высокой цене, рассмотрим в техническом аспекте.

Несмотря на то, что даже аббревиатура ЦИАТИМ расшифровывается как Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел, а цена и авиационное предназначение выделяют 221-й на фоне большинства других смазок, это обстоятельство совсем не делает его лучшей смазкой на все случаи жизни. Напротив, область применения ЦИАТИМ-221 очень узка и специфична.

Проведём анализ достоинств и недостатков этой смазки на уровне физико-химических особенностей и эксплуатационных свойств.

Физико-химические особенности ЦИАТИМ-221 обусловлены его составом. А состоит эта смазка из кремнийорганической базовой жидкости, загущенной комплексным кальциевым мылом. Особенности кремнийорганической жидкости определяют широчайший диапазон рабочих температур от минус 60°С (и много ниже), сохраняя работоспособность до +300°С. Это делает силиконовые смазочные материалы незаменимыми как в криогенном, так и высокотемпературном оборудовании. А низкая испаряемость кремнийорганики допускает их использование в условиях вакуума. Не случайно 221-й это типичная смазка для аэрокосмической техники!

Однако не всё так просто, ведь загуститель, состоящий из комплексного кальциевого мыла, «приземляет» эту «крылатую» смазку за счет своих довольно ограниченных свойств. Действительно, температура каплепадения на уровне

200°С определяет максимальную температуру использования не выше 150°С. А посредственные низкотемпературные свойства загустителя делают эксплуатацию ЦИАТИМ-221 несколько неуверенной при температурах ниже минус 20-30°С. Компенсируется этот недостаток лишь очень низкой температурой застывания базовой жидкости. Даже хорошая водостойкость загустителя нивелируется высокой гигроскопичностью, вследствие которой смазка, впитывая из окружающей среды влагу, уплотняется и изменяет изначальную консистенцию.

Сейчас сложно комментировать, почему ЦИАТИМ-221 настолько несбалансированный продукт, но с большой долей вероятности можно предположить, что технологии производства загустителей на рубеже 70-80 годов просто не позволяли создать что-то более уравновешенное. Последняя редакция государственного стандарта, регламентирующего производство ЦИАТИМ-221, датируется 1980 годом. Смазка производится по ГОСТ 9433-80 с 1980 года.

И всё-таки главные свойства смазки — её эксплуатационные свойства.

Итак, эксплуатационные свойства ЦИАТИМ-221.

Важнейшей характеристикой ЦИАТИМ-221 выступает весьма низкая эффективная вязкость на уровне не более 800 Па·с при -50°С, определяющая применение в высокоскоростных узлах трения с частотой вращения до 10000 об/мин., а также минимальную рабочую температуру до -60°С.

Не менее существенной характеристикой 221-го является химическая инертность смазки по отношению к углеводородным полимерам и эластомерам. Принцип растворения подобного в подобном в отношении этих материалов не действует, так как кремнийорганика – соединение не углеводородное.

Это принципиальное свойство определяет область её применения в парах трения металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик и т.п.

Однако ровно в такой же степени кремнийорганика противопоказана в парах трения металл-металл. Её трибологические характеристики в отношении металлов явно не достаточны и для стальных подшипников обычного оборудования ЦИАТИМ-221 не подходит.

Читать еще:  Смазка при замене колес

Напомню, читатели, что трибология это наука о трении и физических явлениях, сопровождающих трение. В разрезе смазочных материалов нас интересуют непосредственно противоизносные и противозадирные свойства. Об этих свойствах силиконовых смазочных материалов поговорим подробнее.

Как было отмечено выше, кремнийорганические жидкости в силу своих физико-химических особенностей не образуют необходимую для эффективной защиты от износа пар трения металл-металл трибосистему, характерную для углеводородных масел. Причем исправить это положение с помощью привычных трибологических присадок и добавок также невозможно, так как кремнийорганика не способна формировать разделяющую поверхности трения смазочную плёнку.

Этим и объясняется применение силиконовых смазочных материалов только при высоких скоростях скольжения (качения), при которых разделяющий слой формируетсяза счёт гидродинамического эффекта. При малых и средних скоростях силиконовые смазки не эффективны. Механические нагрузки силиконовым смазкам также противопоказаны, так как опасны срывом гидродинамического клина и повреждением рабочих поверхностей.

Но в своей области смазка ЦИАТИМ-221 весьма востребована и в таких аппаратах, как высокоскоростные электрические машины, авиационные агрегаты, системы управления и приборы заменить её сложно. А поэтому производитель, не отказываясь от проверенного и востребованного рынком продукта, предлагает ЦИАТИМ-221 на основе уже современных достижений.

Если вы эксплуатируете высокоскоростные электрические машины или иное наземное оборудование, требующее смазки с высоким скоростным фактором и хорошими низкотемпературными свойствами, то идеальным решением для вас являются смазки на полиальфаолефиновых синтетических маслах, загущенные комплексно-литиевым загустителем.

Наиболее передовая по количеству инновационных смазок, выведенных на рынок России, компания АРГО предлагает для вас отлично зарекомендовавшую серию TermoSint. За счет комплексно-литиевого загустителя смазки TermoSint работоспособны при температурах до +180ºС, а синтетическое (ПАО) базовое масло обеспечивает минимальную температуру применения до минус 60ºС. При этом достаточно высокие трибологические свойства смазки позволяют применять её даже в высоконагруженных подшипниках. Вот один из продуктов этой серии для агрегатов, работающих при скоростях до 10000 об/мин – смазка TermoSint 15.

Смазывающий состав Циатим 221 — характеристики, свойства, цена

По собственному опыту знаю, что выбрать моторное масло для движка автомобиля дело не легкое. Аналогичным образом обстоит ситуация со смазками для отдельных деталей и важных функциональных узлов автомобиля. Я перепробовал не один состав, прежде чем судьба столкнула меня со смазкой Циатим 221.

Продукт выгодно отличался от других составов возможностью эксплуатации в сложных климатических условиях и был способен выполнять самые разнообразные функции по защите механизмов и отдельных деталей. Очередной обзор смазывающих составов мне бы хотелось посвятить именно этому веществу, а также, дать несколько советов людям, по поиску аналогичных смесей.

Краткое описание смазки

Работая в СТО, я часто сталкиваюсь с тем, что в обслуживании автомобиля требуется качественная смазка. Это вполне объяснимо, если принять во внимание специфику работы. Я думаю, многим механикам хотелось бы иметь под рукой такой смазывающий состав, который будет отличаться универсальностью и подходить для обслуживания разных частей автомобиля и при любых погодных условиях.

Сегодня смазки, выпускаемые в советские времена, считаются очень качественными и надежными составами. Это связано с тем, что продукция выпускалась строго по ГОСТам и проходила через тщательный контроль. В итоге, каждый состав отличался хорошими характеристиками и выполнял все заявленные функции. Смазка Циатим 221 относится к группе таких смазок и считается очень качественной.

Состав Циатим 221

Область применения продукта весьма широка. Связано это с возможностями смазки, а также со свойствами. Список последних определяется составом смазочного материала. В основу продукта входит силиконовое масло и специальный кальциевый загуститель. За счет добавление еще и кремниевых элементов жидкость приобретает свойства выполнять поставленную задачу в широком температурном диапазоне. Если говорить об области применения продукта, то используют его для смазывания:

  • узлов трения;
  • сопряженных поверхностей типа, «металл-металл» или «металл-резина».

Важным компонентом продукта является пакет антиокислительных присадок, не позволяющих составу потерять заявленные свойства под воздействием кислорода и высоких температурных показателей. Циатим 221 инертен, негативно на резину или пластмассу не воздействует. Важным моментом является то, что в смазке нет воды, и сам продукт в водной среде не растворяется, а в кипятке продолжает сохранять свои начальные свойства. Вместе с тем, продукт весьма гигроскопичен и влагу из атмосферы прекрасно впитывает.

Читать еще:  Заменитель стали 40х

Технические параметры смазки

Поскольку материал высокогигроскопичен, смазку хранить разрешается лишь в плотно закрытой емкости заводского изготовления. При соблюдении условий хранения, в течение нескольких десятков лет материал способен выполнять свое назначение. Продукт отличается морозо- и термостойкостью, что позволяет использовать состав даже в условиях северных регионов или в климатических зонах с высокими температурами. Благодаря таким возможностям, состав можно использовать в высокоскоростных подшипниках.

Необычным свойством продукта является то, что даже при полном расплавлении и последующем охлаждении продукт восстанавливает свои начальные свойства. Благодаря наличию в составе различных компонентов, Циатим 221 приобрел особые тех.показатели. Для наглядности, представлю их в виде таблицы:

Легендарные смазки из СССР: ЦИАТИМ 221

Одна из наиболее популярных смазок, появившихся еще в СССР, ЦИАТИМ 221 до сих пор востребована и широко используется на отечественных предприятиях.

Эта легендарная пластичная смазка была разработана для обслуживания авиационной техники. Однако в действительности область ее применения оказалась значительно шире.

Посмотрим, что из себя представляет данный смазочный материал.

Как выглядит и из чего состоит ЦИАТИМ 221

ЦИАТИМ 221 имеет вазелинообразную консистенцию грязно-желтого или светло-коричневого цвета. Поверхность смазки гладкая и блестящая. Этот материал производится по ГОСТ 9433-80 на основе силиконового базового масла, загущенного кальциевым комплексом.

Какие плюсы и минусы у ЦИАТИМ 221?

  • Работает при очень низких (от ‑60 °C) и высоких (до +150 °С) температурах. Это главный плюс и основная «фишка» смазки
  • Если смазка расплавилась под действием высоких температур, то при последующем охлаждении ее исходные свойства полностью восстанавливаются
  • Сохраняет рабочие характеристики под действием кислорода и высоких температур
  • Удерживается в высокоскоростных подшипниках
  • Может использоваться для смазки пластмассовых и резиновых деталей
  • С учетом малой испаряемости может применяться в вакууме
  • Не раздражает слизистые оболочки и кожу человека
  • Не растворяется в воде (способна работать даже в кипящей воде)

Теперь пройдемся по недостаткам ЦИАТИМ 221:

  • Не выдерживает высокие нагрузки
  • Имеет низкие противоизносные показатели
  • Плохо работает в паре трения «металл-металл»
  • Впитывает влагу из воздуха, за счет чего ухудшаются рабочие характеристики смазки

Применение ЦИАТИМ 221

Пластичная смазка ЦИАТИМ 221 используется в таких узлах и механизмах, как:

  • Агрегатные подшипники летательных аппаратов
  • Подшипники электрооборудования с частотой вращения до 10 тыс. об./мин.
  • Ненагруженные узлы оборудования, работающего на морозе
  • Высокоскоростные системы управления и измерительные приборы
  • Узлы трения с металлическими резиновыми деталями (пары трения «металл-резина»)
  • Узлы трения, которые работают в вакууме

Чем можно заменить ЦИАТИМ 221?

  1. Пластичная смазка EFELE SG-311. Как и ЦИАТИМ 221 может использоваться при температурах от -60 °С. Отличается тем, что хорошо работает в парах трения «металл-металл», выдерживает более высокие нагрузки и скорости вращения. Имеет цену, сопоставимую с ценой ЦИАТИМ 221.
  2. Пластичная смазка Molykote EM-60L. Имеет такую же морозостойкость, как и ЦИАТИМ 221, но уступает ему по термостойкости (+130 °С против +150 °С у ЦИАТИМ 221). Работает при высоких нагрузках и в запыленной среде.
  3. Пластичная смазка Huskey HVS-100 Silicone Grease. Работает при температурах от -43°С до +299 °C (они же – температуры застывания и плавления соответственно). Не растворяется в воде, нефтяных и растительных маслах, углеводородах, глицерине, разбавленных кислотах и щелочах. Имеет пищевой допуск NSF H1 на случайный контакта смазки с продуктами питания. Цена смазки очень высока.

Полный аналог ЦИАТИМ 221 найти очень сложно, но, по большому счету, он и не нужен. Приведенные в статье и другие аналогичные смазочные материалы имеют определенные сильные стороны, которые следует учитывать при выборе смазки для какого-то конкретного применения.

А вы используете ЦИАТИМ 221 или его аналоги? Пишите в комментариях:)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×