Сварка полуавтоматом технология сварки
Сварка полуавтоматом для начинающих
Какой начинающий сварщик не мечтает поработать с полуавтоматической горелкой MIG/MAG? Но такое оборудование выходит за пределы любительского ценника и становится боязно, что в итоге инвертор будет бесцельно пылиться. Спешим успокоить: технологию сварки полуавтоматом освоить довольно просто.
Суть сварки в среде защитного газа
Исконной проблемой при сваривании металлов считается поддержание температурного режима. Если нагрев будет недостаточным, то не произойдёт качественного расплавления кромок соединяемых деталей и их перемешивания между собой и присадочным материалом. Если же повысить температуру, металл начнёт кипеть и испаряться, активизируются химические реакции с атмосферными газами. Ситуация осложняется и тем фактом, что некоторые металлы и сплавы начинают бурно химически реагировать уже при температурах, недостаточных для образования качественного сварочного шва.
Эта проблема в разных типах сварки решается по-разному. Рассматриваемая нами сегодня полуавтоматическая сварка, также именуемая MIG/MAG, имеет два технологических отличия от прочих способов. Первое — подача защитного газа непосредственно в зону плавления, и второе — регулировка скорости подачи присадочного материала с соответствующей автоматической подстройкой силы сварочного тока. Подача сварочной проволоки осуществляется механически с помощью протяжного механизма, при этом правильное соотношение скорости и температуры плавления обеспечивает равномерное заполнение шва и высокую производительность сварочных работ.
В качестве защитной среды могут использоваться активные газы, такие как кислород, азот и водород, либо инертные — аргон или гелий. На практике большинство сварщиков используют смесь аргона и углекислоты в соотношении 4:1, чего достаточно для большинства типовых задач. Варьировать смеси приходится при сваривании специфичных материалов, таких как латунь, дюраль или инструментальные высоколегированные стали.
Несмотря на высокую стоимость расходных материалов (газа и проволоки), сварка в полуавтоматическом режиме наилучшим образом подходит для освоения новичками по двум причинам. Первая — простота выполнения сварочного шва, необходимо лишь обратиться к справочной документации, чтобы установить соответствующие параметры инвертора для определённого типа соединения. Второй плюс это эргономика: полный визуальный контроль за состоянием шва, отсутствие ограничений в пространственном положении и, что самое важное, возможность сваривания даже очень тонких деталей. Из минусов можно назвать разве что привязанность к рабочему месту, хотя при использовании газовых баллонов малой ёмкости мобильность можно существенно повысить.
Инвертор, мощность, род тока
Для полуавтоматической сварки используют инверторные и трансформаторные преобразователи электрического тока со встроенным механизмом подачи проволоки. Ввиду повышенной технической сложности даже простейшие аппараты этой категории сопоставимы по цене с полупрофессиональными агрегатами ММА для сварки покрытыми электродами.
Выбор между трансформаторным и инверторным сварочным аппаратом зависит в первую очередь от условий использования. Трансформаторные приборы обладают высокой надёжностью и устойчивостью к нагрузкам, что обусловлено простотой устройства. При этом существует внушительный перечень недостатков: невысокий КПД, чувствительность к напряжению питания, образование помех в питающей сети, низкая степень стабилизации сварочного тока.
Работа инверторов основана на многоступенчатом электронном преобразовании, основными элементами которого выступают малогабаритный импульсный трансформатор и силовые ключи, генерирующие требуемую для каждой ступени природу тока. За счёт этого инверторные аппараты в меньшей степени чувствительны к качеству питающего напряжения, их КПД выше из-за отсутствия потерь энергии на насыщение массивного магнитного сердечника. К плюсам можно добавить малый вес и габариты, возможность точной настройки и высокую степень стабилизации сварочного тока. Главные недостатки — чувствительность к условиям эксплуатации: попадание пыли и влаги внутрь категорически недопустимо, при этом колебания температуры в 20–30 °С приводят к изменению номиналов компонентов схемы, из-за чего наблюдаются существенные отклонения рабочих параметров.
Тем не менее, именно инверторные аппараты рекомендуются для использования новичками, осваивающими азы полуавтоматической сварки. Что касается стоимости, то принципиальной разницы в устройствах в диапазоне цен 15–25 тыс. руб. не наблюдается. Мощность следует выбирать исходя из предполагаемой толщины свариваемых деталей: до 160 А выходного тока при толщине до 4 мм и порядка 200 А при толщине 6–7 мм будет достаточно. Также важно наличие дополнительных функций, таких как протяжка сварочной проволоки без подачи напряжения на неё, смена полярности, выбор скоростного режима подачи проволоки и индикация параметров. Ну и, конечно, не стоит забывать о доверии к бренду.
Присадочная проволока
Существует два вида присадочной проволоки: обычная, требующая защитной газовой среды для сваривания, и порошковая, содержащая флюс. В последнем случае сварка может вестись без подачи газа, однако такой способ можно рекомендовать только для повышения мобильности в случае выполнения неответственных соединений. В целом же большинство преимуществ полуавтоматической сварки проявляются именно при работе с подачей защитного газа.
Сварочная проволока отличается по трём основным критериям: марке сплава, диаметру и массогабаритным показателям бухты. В последних двух отношениях выбор целиком зависит от возможностей инвертора и типоразмера токопроводящего наконечника горелки. С выбором марки сварочной проволоки всё сложнее, здесь придётся обращаться к справочной документации. Общее правило таково, что по составу, то есть по содержанию углерода и легирующих компонентов присадочный материал должен быть максимально приближен к материалу свариваемого изделия. При этом прочностные характеристики проволоки должны немного превосходить материал детали.
Диаметр проволоки также следует выбирать исходя из толщины свариваемого металла. Проволока толщиной 0,8 мм подходит как для работы с тонкостенными изделиями при минимальной скорости подачи, так и для сваривания односторонним швом деталей толщиной до 3 мм. Диаметр проволоки в 1 мм подходит для однопроходной сварки деталей толщиной до 7–8 мм, однако при этом сварочный ток увеличивается до 200 А. Для более массивных металлических изделий можно использовать проволоку до 1,6 мм, способную сваривать детали до 14–16 мм в зависимости от типа соединения, однако при этом качественный прогрев шва возможен только при токах в 300–350 А.
Наиболее распространённой в любительской сварке считается омеднённая сварочная проволока марки ER70S-3 и СВ08Г2С. Основное отличие между ними в содержании кремния и раскисляющих элементов. Вторая из указанных марка требует меньше внимания к подготовке деталей: очистке, удалению ржавчины и масляных загрязнений. Однако если требуется высококачественное соединение ответственных деталей, лучше выбирать проволоку с меньшим содержанием присадок, которая образует шов высокой однородности, поверхность которого в наибольшей степени пригодна к нанесению лакокрасочных покрытий.
Подготовка к работе
Прежде чем приступить к первым пробам, следует подготовить оборудование и детали. До включения аппарата в сеть производится установка горелки и кабеля массы. На баллон с защитным газом нужно установить редуктор и убедиться, что давление в баллоне выше остаточного. После этого на выходной штуцер баллона надевается и обжимается хомутом шланг, обратный конец которого подключается к аппарату. Открытием регулировочного вентиля нужно установить на расходном редукторе значение, рекомендованное производителем сварочного аппарата.
Перед протяжкой проволоки нужно убедиться, что в канале провода горелки отсутствует присадочный материал, оставшийся после предыдущего использования. Катушка устанавливается на размоточный шток так, чтобы совпадало позиционирование штифтов и посадочных отверстий. Проволока пропускается через прокатывающий ролик, размер канавки в котором соответствует диаметру присадки. После этого на место устанавливается прижимной ролик, затем с помощью регулировочного винта устанавливается такое усилие прижима, чтобы проволока не проскальзывала в канавке. Протяжка проволоки в канал шнура горелки должна осуществляться при снятом токопроводящем наконечнике. После этого на горелку нужно накрутить наконечник соответствующего диаметра и установить на место сопло. После включения в сеть аппарат готов к работе.
Осталось только подготовить детали. Полуавтоматическая сварка крайне чувствительна к качеству поверхности. Свариваемые детали должны быть зачищены до металлического блеска по всей ширине кромки, на которую будет уложен шов. Возникает вопрос: а для чего тогда нужна проволока с раскисляющими присадками? Дело в том, что такая проволока очень удобна для работы с металлопрокатом первичного использования, находившегося на консервационном хранении длительное время. В таком случае остатки прокатной смазки и небольшие вкрапления ржавчины не оказывают существенного влияния на качество шва. Разделка кромок и снятие фасок не требуются при сваривании деталей толщиной до 2–2,5 мм. Более толстые металлические части нужно подготавливать согласно ГОСТ 5264–80 или 8713–79.
Техника сварки полуавтоматом
При работе горелку нужно держать так, чтобы проволока ориентировалась к плоскости свариваемых деталей под углом 45–60°. Движение горелки осуществляется преимущественно от себя, то есть проволокой вперед, ориентируясь по положению свариваемых кромок. В некоторых ситуациях допускается вести горелку на себя, например, при укладке шва от глухого угла. Оптимальное расстояние от края сопла до детали должно быть от 10 до 20 мм в зависимости от режима сварки.
Техника сваривания крайне проста, однако требуется предварительная настройка аппарата на обрезках того же материала эквивалентной толщины. Проволока подводится к сварочному шву почти вплотную, после чего нужно нажать пусковую кнопку на ручке горелки. После зажигания дуги горелка плавно подаётся вперед, при этом совершаются небольшие поперечные колебания, общая ширина которых соответствует толщине свариваемых деталей. При завершении шва необходимо подать горелку в обратном направлении на 2–3 мм, выждать полсекунды для заполнения кратера и отпустить пусковую кнопку.
Настройка аппарата при пробном сваривании производится путём изменения на ходу сварочного напряжения и скорости подачи проволоки. В последнем случае соразмерно скорости подачи увеличивается и сварочный ток, это основное характерное отличие полуавтоматической сварки. Скорость подачи должна быть такой, чтобы сварщик мог осуществлять полный контроль над плавкой металла и заполнением сварочной ванны. При слишком медленной подаче проволоки дуга будет постоянно прерываться, при этом слышен отчётливый ритмичный треск. Если скорость подачи слишком высока, по краям шва цвета побежалости будут очень контрастными, что свидетельствует о перегреве металла.
Многие современные аппараты имеют настройку индуктивности сварочного тока. Суть регулировки заключается в сообщении электронам дополнительной энергии, чем обеспечивается более глубокий прогрев сварочного шва. Для сваривания тонких деталей в нижнем положении индуктивность должна быть нулевой, её повышение требуется только в тех местах, где необходим глубокий провар и нет возможности долго удерживать горелку на одном месте. В качестве примера можно привести вертикальный шов, выполняемый в направлении снизу вверх, а также общие случаи сваривания деталей толщиной 4 мм и более. В целом влияние индуктивной составляющей сварочного тока на удобство сварки трудно описать, лучше самостоятельно опробовать сварку в различных режимах.
Дополнительные рекомендации
Хотя полуавтоматическая сварка не требует специальных приспособлений и техники для работы в разных пространственных положениях, для каждого из них требуются разные настройки напряжения и скорости подачи проволоки. Так, для выполнения вертикальных и потолочных швов значения обоих параметров должны быть ниже, чем при сварке в нижнем положении. В инструкции по использованию сварочного полуавтомата производители указывают таблицу с опорными параметрами, которая подходит для большинства ситуаций. Небольшие коррективы могут вноситься в зависимости от марки стали и сварочной проволоки. В целом, чем выше напряжение — тем шире зона и выше скорость прогрева металла, а чем выше скорость подачи проволоки — тем менее глубоким выполняется провар и тем шире валик, образующийся по верху шва.
Также нельзя забывать, что сварка очень тонких и очень толстых деталей имеет существенные отличия в технике исполнения. Сварка металла толщиной менее 1 мм выполняется преимущественно точечно с интервалом в 4–7 мм, такой способ помогает избежать скручивания деталей от перегрева. Детали толщиной до 4 мм включительно сваривают непрерывным однопроходным швом, предварительно позиционируя их с оставлением зазора, равном примерно половине толщины металла. При этом чем массивнее детали, тем более выраженной будет температурная усадка шва. Чтобы компенсировать это явление, зазор делают расширяющимся к концу шва на 1–1,5 мм.
Детали толщиной свыше 4 мм требуют разделки кромок с образованием фасок. При этом заполнение шва выполняется многопроходным способом. Чтобы увеличить плотность заполнения за один проход необходимо правильно выбрать скорость подачи проволоки и при сварке совершать колебательные движения, направление которых соответствует типу соединения. Так, при плоском сваривании встык горелка колеблется в поперечном направлении, а при угловых соединениях — в продольном или круговом. Очень часто полуавтоматической сваркой заполняют только корень шва, после чего соединённые детали накрывают косметическим проходом с использованием покрытых электродов.
Основы полуавтоматической сварки для начинающих — азы техники, рекомендации и нюансы
Сварочный полуавтоматический агрегат качественно и быстро соединит различные типы металла. Он позволяет работать с листами различной толщины, поэтому используется всеми ремонтными мастерскими и промышленным производством.
Сравнивая полуавтомат с ручным методом, следуя отметить повышенное КПД по отношению ко второму способу. Это также сказывается и уменьшением материальных затрат.
Начинающим сварщикам необходимо вначале изучить теоретический курс, а уж затем перейти к практическим действиям. Это обусловливается тем, что без полученных знаний трудно приступить к операциям сваривания.
Виды полуавтомата
Сварочный аппарат подобного типа представляется механическим устройством, где установлена бобина со сварочной проволокой, которая выполняет функцию плавящегося электрода.
Последний подается в зону сварки автоматически. Сила рабочего тока, скорость поступления в зону сварки электрода, сварщиком выбирается самостоятельно. Условия зависят от вида соединяемого металла, скорости продвижения горелки.
Полуавтоматические агрегаты насчитывают несколько видов, однако их можно несколько упорядочить, что поможет облегчить классификацию. Основная из них выражается способом защиты металла при выполнении операции:
- под флюсом, который расположен в середине рабочего прутка, что походит на обмазку электропроводящего стержня — электрода;
- в среде регулируемой газовой среды, активной либо инертной.
Полуавтоматический процесс происходит вследствие образования электрического разряда, который преобразуется в тепловую энергию и плавит основной сварочный элемент — электрод.
Агрегат с регулируемой атмосферой может соединять цветной или легированный материал, где газовой средой служит углекислота. Модуль может быть как однофазным, так и трехфазным.
Первый работает от простой бытовой розетки с напряжением 220 вольт, однако сеть должна соответствовать мощности генератора.
В противном случае нельзя гарантировать формирование качественного сварного валика. Трехфазный агрегат показывает лучшие результаты по сравнению с однофазным, но его можно подключать только в определенных местах, любая пара фазных проводов должна иметь 380 V.
Полуавтоматические модули несколько отличаются друг от друга, но имеют общую комплектацию, выраженную следующими элементами:
- Газовый баллон с регулируемой защитной атмосферой.
- Трубка подачи газа к рабочей зоне.
- Бобина с присадочной проволокой.
- Подающий присадку механизм — тянущий, толчковый либо комбинированный. Последний оснащается двумя механизмами.
- Газовая горелка подает защитную атмосферу к сварочной ванне, обеспечивая металлу защиту от проникновения кислорода из внешней среды.
- Источник питания — инвертор либо трансформатор, в зависимости от мощности предполагаемого процесса.
- Блок управления, регулирующий силу электрического разряда и скорость доставки присадочной нити.
- Газовая аппаратура модуля.
- Кабели цепи управления.
Технология операции зависит от нескольких условий ее проведения — вида рабочего металла, длины валика, использование либо отсутствие газового баллона. Выполняются швы несколькими предусмотренными способами:
- Стыковой предусматривает плотное сочленение двух элементов между собой сварочным валиком. Применяется во время ремонта автомобильной и другой техники.
- Нахлесточный исполняется точечным способом, когда один рабочий элемент налаживается на другой.
Часто подобный метод образует сплошной неразрывный валик.
Техника сварки
Процесс насчитывает несколько вариантов соединения — с использованием защитной атмосферы и без нее, флюса.
В газовой смеси
При сварке полуавтоматическим модулем практикуется несколько типов газовой смеси. Обычно ими выступают диоксид углерода и гелий. Углекислота более дешевая регулируемая среда, поэтому гелий используется только при выполнении особо ответственных работ.
Защитная среда помогает снизить окислительные процессы рабочего металла, повышает прочность сварочного валика. Однако использование смеси предполагает предварительную подготовку соединяемой конструкции.
Она заключается в доскональной зачистке торцов или поверхности от пыли, грязи, следов масел и краски, ржавчины. Очищаются детали наждачной бумагой либо проволочной щеткой.
Технология сваривания выражена несколькими категориями:
- непрерывным свариванием, когда инструмент держака направляется от начала шва к его концу;
- точечная представляет собой соединение точками, в отличие от сплошной дорожки;
- операция коротким замыканием используется при соединении тонких листов металла, которая обусловливается подачей импульсов, вызывающих повышенную теплоту, за счет которой плавится материал.
Полуавтоматические операции часто производятся с окисью углерода и подачей переменного тока, однако это предполагает настройку агрегата. Последний отлаживается под тип свариваемой детали, ее толщину пластин.
Режим сварки также влияет на количественный показатель расхода газовой смеси поступающей из баллона. Скорость подачи сварочной нити в большинстве работ остается практически равномерной — 40 мм в секунду.
Для более точной настройки модуля необходимо обратиться к расчетным таблицам, указывающим режимы, нормированные данные для отдельного вида металла.
Перед соединением элементов нужно включить подачу смеси, а потом возбудить электрический разряд. Действие сопровождается прикосновением сварочной нити к рабочей детали. Клавиша Пуск активизирует автоматическую подачу присадочной проволоки.
Последнюю следует удерживать и вести ровно, однако, соблюдая некоторый интервал для визуального обзора сварочной ванны.
Зазор необходимо выдерживать в пределе 1 мм, но при толщине листов более 10 мм, первый обусловливается 10% от обрабатываемой толщины.
Горизонтально расположенные конструкции соединяют на металлической подложке — армированном полимерном покрытии, которая плотно прижимается к рабочим деталям.
Это позволит получить качественно проваренный шов за счет кристаллизации металла сварочной ванны, на что положительно влияет структура подложки.
Сварка алюминия
Полуавтоматической сваркой можно соединять многие виды черных и цветных металлов, например, алюминий. Операция потребует соблюдения некоторых условностей.
Поверхность этого цветного металла защищена слоем оксида, который плавиться при температуре 2030° C, притом, что сам алюминий при 660 и имеет высокую коррозийную стойкость.
Из-за быстрого расплава алюминия и его текучести так же применяется на полуавтомате армированная полимерная подложка.
Сварочная операция проводится плавящимися электропроводными стержнями при постоянном токе, схеме цепи с обратной полярностью — конструкция крепится к отрицательному полюсу, горелка — положительному.
Метод позволяет улучшить расплавление заготовки, быстрее разрушить верхний защитный слой. Удалить последний также можно при помощи полосы наждачной бумаги.
Проволокой
Работа со сварочной нитью выделяется тем, что можно проводить операции, как в регулируемой защитной среде, так и без нее. Наиболее распространенной методикой на промышленных предприятиях является соединение деталей с использованием флюса.
Последний находится в полой сварочной проволоке. При ее расплавлении от высокой температуры, флюс выделяет защитное газовое облако, ограничивающее проникновение кислорода в сварочную ванну, предупреждая ее окисление.
Этот способ не требует дополнительной подачи углекислоты из баллона.
Порошковая проволока позволяет варить модулем даже на улице, где от сквозняков уберечься часто бывает трудно. Газовая сварка в подобных условиях не сформирует качественный валик из-за порывов ветра, который нарушает поток выходящей газовой струи.
Дополнительным плюсом полуавтомата представляется соединение деталей без газа практически в любой окружающей среде.
Однако метод использования защитной газовой проволоки не пригоден для соединения тонких металлических листов, конструкционной нелегированной среднеуглеродистой стали. Несоблюдение правила повлечет образование горячих трещин.
Для повышения температуры сварочного электрического разряда следует использовать обратную полярность — как при сварке алюминия.
Правила работы
Условия проведения операций сопровождаются соблюдением не только норм и стандартов работы, но и техники безопасности. Огонь, газовые баллоны относятся к факторам повышенной опасности.
Сварщик должен надеть форму и маску с защитным стеклом, иначе можно получить ультрафиолетовый ожог глаз.
Перед началом работы на полуавтомате, следует сварить черновые детали либо сформировать шов на незаметном глазу участке. Это позволит проверить правильность настроек модуля.
Положительные и отрицательные аспекты полуавтомата
Положительными качествами полуавтомата считаются следующие факторы:
- возможность формирования неразъемные соединения из цинковых листов, без повреждения покрытия, используя при этом медную проволоку;
- варить не только конструкционную сталь, но и чугун, цветной металл;
- незначительная чувствительность к коррозии рабочей детали, загрязнениям;
- работа с листами толщиной до 0,5 мм.
По окончании операции можно визуально определить качество шва, который не перекрывается шлаком.
Основным негативным фактором считается сильное разбрызгивание металла рабочей детали при ее обработке без защитной газовой среды.
Пояснения для начинающих, как работает полуавтоматическая сварка
Сварочным полуавтоматом можно качественно и быстро соединить две детали. За счет того, что данным видом аппарата можно работать с любыми металлами различной толщины, автоматическая и полуавтоматическая сварки применяется во всех промышленных отраслях. В сравнении с ручной дуговой сваркой у нее намного выше коэффициент полезного действия, при небольших материальных затратах. Сварка полуавтоматом для начинающих включает в себя несколько аспектов – теоретический и практический. Они тесно взаимосвязаны, и перед тем, как приступать к сварочным работам, новичок должен освоить основные азы.
Что такое полуавтомат и его виды
Чтобы варить сварочным автоматом, необходимо понимать, что это и как он устроен. Аппарат для полуавтоматической сварки представляет собой механический прибор, в котором установлена катушка с проволокой, исполняющей роль плавящегося электрода и механизм для автоматической ее подачи. Сила тока и скорость подачи электрода устанавливает сварщик на аппарате сам, в зависимости от типа металла, который сплавляется, и от скорости перемещения горелки.
Существует множество различных агрегатов для сварочных работ. Чтобы их немного упорядочить, существует несколько классификаций. Рассмотрим самую основную – по способу защиты материала во время процесса:
- полуавтоматическая сварка под слоем флюсов (флюс – это порошкообразный состав, который находится в середине рабочей проволоки. По своим химическим свойствам он напоминает обмазку электрода );
- сварка в инертных и активных газах;
Кроме этого различают однофазный и трехфазный агрегаты для сварки полуавтоматом. Однофазные модели работают от обычной розетки в 220В. В этом случае, если сеть не будет соответствовать мощности агрегата, то дуга не будет стабильной, что приведет к дефектам при создании шва. Трехфазный аппарат не везде можно подключить, но при этом он отличается высоким качеством работы при разных нагрузках.
Хоть перечисленные сварочные полуавтоматы и отличаются между собой, все они имеют следующую комплектацию:
- источник тока;
- редуктор для перемещения электрода;
- горелка;
- сварочный кабель с зажимом;
- система управления;
- баллон с газом;
- рукав подачи газа.
Техника сварки полуавтоматом
Рассмотрим, как варить полуавтоматом, так как данный вид работ имеет несколько вариантов – сварка с защитных газах и сварка без газа, с использованием порошковой проволоки (флюса).
Технология сварки в среде защитного газа
Для сварки полуавтоматом можно использовать несколько видов газов. Чаще всего применяется углекислый газ или гелий. Это обусловлено их доступностью и небольшими расходами при использовании. Газы используются для того, чтобы снизить окисление металла, из которого изготовлена свариваемая деталь, чтобы повысить прочность шва. Основным условием для работы полуавтоматом с углекислотой является предварительная подготовка детали. Имеется в виду ее тщательная зачистка, чтобы удалить всю пыль, грязь, остатки лакокрасочных изделий или ржавчину. Для этого используется наждачная бумага или железная щетка.
Технология сваривания бывает трех видов:
- непрерывного сваривания, когда горелка или электрод ведется от начала до конца шва;
- точечной сварки, при котором детали соединяются не сплошной дорожкой, а сварными точками;
- сварка коротким замыканием производится, в основном, для тонколистового металла и заключается в расплавлении металла за счет подачи импульсов от короткого замыкания, которое образуется в сварочном аппарате. После замыкания, расплавленный материал стягивается в каплю, применяемую для соединения двух деталей.
Чаще всего сварка полуавтоматом с углекислотой производится на режиме переменного тока. Перед началом работы надо подготовить все для сварки. Аппарат настраивается в зависимости от типа металла и его толщины. От режима сварки будет зависеть расход газа из баллонов. Проволока расходится практически одинаково – в среднем 4 сантиметра в секунду. Более точные настройки можно посмотреть в таблицах ГОСТа, где указаны режимы и нормы для каждого вида металла. Когда и оборудование и детали готовы, можно начинать соединение изделий на полуавтомате. Первым делом, необходимо включить подачу газа, а затем возбудить дугу. Для этого нужно проволокой коснуться детали. При нажатии на «пуск/старт» на корпусе аппарата начинается механическая подача электродной проволоки.
Качество шва завит от многих нюансов. Например, важно проволоку держать и вести прямо, но не слишком близко к заготовке. Чтобы не перекрывать себе обзор сварочной ванны. Во время работы важно, чтобы между кромками свариваемых деталей соблюдался нужный интервал. Технология работы такова, что при толщине изделия до сантиметра зазор должен быть не более 1 мм, при толщине изделий более сантиметра зазор составляет 10% от данной величины. Очень часто детали в лежачем состоянии сваривают на специальной железной подложке, размещая ее снизу очень плотно к основному металлу.
Технология сварки алюминия
На полуавтомате можно варить различные металлы, и алюминий не исключение. Но тут есть особые правила, так как данный металл имеет некоторые особенности. На его поверхности имеется тонкий слой амальгамы, у которого температура плавления намного выше, чем у алюминия (больше 2000 градусов в то время, как основной металл плавится при 650 градусах). В этом случае используется в качестве инертного газа аргон. Так как алюминий быстро плавится и начинает течь, для работы на сварочном полуавтомате применяется подложка.
Сам сварочный процесс происходит плавящимися электродами под действием постоянного тока обратной полярности — это, когда на деталь крепиться отрицательный заряд, а на горелку – положительный. Такие приемы сварки способствуют качественному плавлению заготовки и быстрому разрушению верхнего слоя. Хотя для такого соединения можно применять и другу хитрость – предварительно зачищать изделие, чтобы снять оксидную пленочку. Подробнее об особенностях работы с алюминием можно прочесть здесь.
Технику соединения можно выполнять в разном пространственном положении, используя разные виды швов.
Сварка с проволокой
Особенности сварки заключаются в том, что производить работу можно как в газовой среде, так и без использования углекислоты, гелия или аргона. Одним из популярных методов соединения является сварка под флюсом. Ее чаще применяют в промышленных условиях, нежели в бытовых. Это связано с том, что сам по себе флюс – материал дорогостоящий. Это порошок, который находится в середине проволоки. Во время расплавления, под воздействием высокой температуры, он выделяет газовое облако, которое защищает сварочную ванну от окисления. То есть, при этом дополнительно инертный газ из баллона не подается.
Основной плюс порошковой проволоки в том, что с ее помощью можно варить сварочным агрегатом на улице, или в помещении при сквозняке. Например, при газовой сварке не получится качественная дорожка, если будет ветер, так как он нарушает полок газа.
Сварка полуавтоматом без газа может осуществляться при любых условиях, как в помещении, так и на улице.
Варить сварочным агрегатом с применением самозащитной проволоки не рекомендуется слишком тонкие листы или среднеуглеродистую сталь, так как могут появиться дефекты (в основном – горячие трещины).
Чтобы повысить температуру сварочной дуги для быстрого и качественного расплавления флюса необходимо использовать такой же трюк, как и при алюминиевой сварке – применить обратную полярность.
Основные правила при проведении сварочных работ
Чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо знать все о сварке полуавтоматом, и техника безопасности – это один и важных аспектов. Необходимо изучить и каждый раз соблюдать все нормы и стандарты, прописанные в ГОСТе. Нельзя пренебрегать ТБ, работая с огнем и газовыми баллонами. Также важно защитить себя, надев форму и маску, которая защитит глаза от ультрафиолетового ожога.
Не только новичкам, но и опытным мастерам рекомендуется изначально попробовать шов на черновой детали или на незаметном участке, чтобы убедиться в правильности настроек на сварочном полуавтомате. Перед использованием агрегата, требуется прочесть инструкцию, и соблюдать ее при работе. И еще, аппарат не может работать беспрерывно. То есть, периодически нужно делать паузы, об этом пишется в инструкции к ним.
Автоматическая и полуавтоматическая сварка требует длительного обучающего процесса, который включает в себя теоретические и практические знания. Обучение на сварщика — длительная и ответственная работа, хотя разобравшись во всем можно понять, что это не сложно, если соблюдать все рекомендации.
И в конце хотелось бы ответить на один из самых частых вопросов, чем отличается автоматическая сварка от полуавтоматической:
- автоматическая сварка – это процесс, при котором движение дуги и подача электрода происходят механизировано;
- полуавтоматическая сварка – это такая сварка, при которой проволока подается механизированно, а перемещение дуги вручную.
Подробнее, как варить полуавтоматом, можно увидеть в следующем видео:
Как сварить полуавтоматом тонкий металл
Полуавтоматическая сварка металлов обычно происходит в защитной газовой среде. Благодаря этому получается прочный шов, не имеющий пор и устойчивый к коррозии. Такой метод подойдет для соединения деталей любой толщины, однако сварка тонкого металла полуавтоматом имеет ряд нюансов. Прежде чем приступить к работе, ознакомьтесь с полезной информацией.
Сварочный полуавтомат: конструкция и технология
- Источник питания.
- Система управления, соединенная электрической цепью с источником питания.
- Механизм для подачи присадочной проволоки . Он включает в себя редуктор, электродвигатель и подающие ролики, может доставлять проволоку тянущим,толкающим либо комбинированным методом.
- Держатель, оснащенный каналом для перемещения проволоки.
- Газовый баллон. В нем нет необходимости, если сварка производится при помощи порошковой проволоки: защитный газ образуется при сгорании флюса, которым наполнена ее внешняя оболочка.
- Шланги, кабеля с держателем и зажимом.
Технология сварки включает в себя использование защитных газов. Ацетилен , водород , пиролизный, коксовый, природные газы вытесняют собой те компоненты окружающей среды, которые могут значительно ухудшить качество соединения.
Перед началом работы выставляется сила тока, которая зависит от толщины свариваемых поверхностей, а также скорость подачи электрода и расхода защитного газа . Проверяется количество газа в баллоне, подлежащие соединению металлы очищаются от грязи, лака, краски и т.д. Затем, открутив вентиль подачи газа, можно зажигать дугу и начинать сваривание. Чтобы проволока поступила в зону сварки, достаточно нажать кнопку «пуск». В процессе расходный материал должен располагаться перпендикулярно к детали.
Что и какими методами можно сваривать полуавтоматом
Наиболее часто полуавтоматическая сварка применяется для сваривания листового металла – нержавеющей стали , алюминия, цветных металлов. Сварке подлежат изделия и из чугуна. Зная, как правильно варить черные металлы, можно приступать и к сварке цветных.
Без использования полуавтомата при соединении тонких металлов трудно представить услуги СТО, сборку и ремонт бытовых приборов, установку всевозможных ограждений, емкостей для сбора и нагрева воды на даче и т.д. В промышленных условиях (например, в автомобильной промышленности) полуавтоматическую сварку используют тогда, когда необходимо получить высокое качество шва.
Варить полуавтоматом машину или заменять участки поврежденных деталей можно стыковым методом, однако он требует некоторого опыта сварки. Соединение по готовым отверстиям стоит произвести там, где ставится заранее выкроенная заплатка. Сварка внахлест, при которой происходит точечное соединение поверхностей, доступна даже для новичков.
Плюсы и минусы сварки металла полуавтоматом
Полуавтоматическая сварка имеет ряд преимуществ:
- Подойдет для начинающих сварщиков.
- Нет необходимости постоянно удалять шлак из области сварного шва.
- Не требуется постоянно менять электроды.
- Металл при работе не разбрызгивается.
К минусам можно отнести:
- Невозможность использования аппарата в ветреных условиях: произойдет выдувание защитных газов из-под горелки.
- Газовый баллон делает конструкцию аппарата несколько громоздкой.
Подготовка прибора к сварке
Перед началом работ аппарат заправляется катушкой сварочной проволоки. С помощью механизма протяжки регулируется ее натяжение. Если посадочный диаметр катушки не соответствует, воспользуйтесь адаптером. Сняв сопло и наконечник, выведите проволоку из механизма примерно на 15 см, затем, установив детали на место, обрежьте лишнюю длину.
Установите и зафиксируйте баллон с защитным газом. Удостоверьтесь, что сеть снабжена предохранителями, режим сварки выбран правильный, тип газа соответствует типу металла, в запасе имеются контактные наконечники и подающие ролики для проволоки. Механизм готов к работе.
Как самому настроить сварочный полуавтомат, можно узнать здесь .
Как варить тонкий металл полуавтоматической сваркой
Зная, как правильно варить тонкие металлы, можно использовать сварку полуавтоматическим инвертором при ремонте автомобилей , изготовлении труб небольшого диаметра, емкостей для воды и т.д. Толщина свариваемого металла находится в пределах 0,2-4 миллиметров. Прежде всего, нужно выбрать правильную толщину электродов, поскольку электроды с толщиной более 4 мм будут гасить сварочную дугу. Чтобы она горела непрерывно, металл до 1 мм варят электродами 0,5 – 2 мм. При толщине деталей 1,5 – 2 мм электрод будет иметь диаметр 2 – 2,5 мм. Профессионалы рекомендуют варить полуавтоматом с электродами 2-3 мм.
Произвести сварку металла толщиной 1 мм и тоньше – довольно сложная задача, так как есть большая вероятность сквозного прожога шва . Чтобы избежать дефектов , нужно соединить металл электросваркой при помощи прихваток. Расстояние между ними должно быть 1,5 – 2 см. Затем производятся короткие швы . После каждого из них нужно выдерживать небольшую паузу, чтобы металл успел остыть. Длинное сварочное соединение можно получить, поочередно сваривая металлические поверхности. Кроме того, для охлаждения деталей используется медный или латунный лист, расположенный непосредственно за ними, а также обычный увлажненный текстиль, которым протирают поверхность между швов.
Как правильно варить металл, если вы новичок в сварке? Полуавтомат значительно упрощает работу, однако некоторые нюансы стоит все же учесть:
- необходимо правильно подобрать режим сварки .
- Соединение поверхностей происходит на пониженных токах (10-75 А).
- Скорость подачи проволоки гораздо ниже, чем при сварке толстых металлов.
- Движения горелкой должны быть равномерными, иначе не избежать наплыва сварочного валика или прожога детали.
- При точечной сварке соединять начинают с центра заготовки, расположенной снизу. Это позволяет избежать заливания металлом отверстия.
- Очистив поверхности от ржавчины, загрязнений, следов краски и обезжирив их, вы не только получите более прочный шов, но и избежите токсичных испарений. При очистке не стоит снимать большой слой металла.
- Угол между горелкой и зоной сварки должен составлять 45 градусов.
- Для получения полного провара сваривать рекомендуют с зазором.
- Присадочная проволока должна иметь продолжительный период плавления.
- Обязательно используйте защитную одежду.
- Предварительно почитайте рекомендации опытных сварщиков о том, как сварить тонкий металл.
С охраной труда при сварке можно ознакомиться здесь.
Тонкий металл можно варить полуавтоматом в горизонтальном , вертикальном , потолочном , нижнем положениях. Последний способ пользуется большой популярностью. Многие начинающие сварщики задаются вопросом — как варить тонкий металл в вертикальном положении? Чтобы получить вертикальный шов, учитывают толщину свариваемого металла:
- До 3 мм. Варить полуавтоматом стоит сверху вниз.
- Более 3 мм. Сварка производится по направлению снизу вверх.
Как варить толстый металл при помощи полуавтомата
Предварительно осведомившись, какой толщины металл подлежит сварке, можно подготовить его к этому процессу по всем правилам. Сваривать толстый металл – детали с толщиной стенок более 4 мм – нужно, сняв фаску в предполагаемых местах соединения. Учтите, что можно это сделать с помощью газовой резки, но применяются также ручное и пневматическое зубила. Металлические листы с толщиной 5 – 15 мм оснащаются V-образными скосами, для деталей толщиной более 15 мм предполагается X-образный скос.
Шов при соединении толстых поверхностей, особенно при тавровых соединениях, необходимо упрочнять при помощи еще двух, расположенных на верхней и нижней его кромках. Дугой необходимо не вести вдоль прямой линии, но совершать зигзагообразные или возвратно-поступательные движения. Металл шва должен заходить на поверхность изделия на ширину, равную толщине этой детали. Для получения надежного соединения чаще всего используют сварку каскадом или горкой.
При сварке толстого металла есть высокая вероятность, что повредится антикоррозийное покрытие детали. Поэтому после сварки деталь нужно обработать специальными составами. Если же она изготовлена из низколегированной стали, то не помешает предварительный подогрев. Термическая обработка размягчит изделие, подготовив его к дальнейшим работам.
Как варить толстый металл, сохранив первоначальные качества детали? Чтобы уменьшить деформацию или полностью предотвратить ее, изделия из толстого металла перед сваркой надежно фиксируются при помощи струбцин. Сделать это можно на верстаке, сборочном столе или плите из стали.