Milling-master.ru

В помощь хозяину
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Операционно технологическая карта сварки трубопроводов

Образец заполнения технологической карты сварки

Техпроцесс состоит из множества этапов, каждый из которых должен быть просчитан с точностью до миллиметра. Все эти данные сложно запомнить или кратко записать, поэтому была придумана карта технологического процесса сварки. Она позволяет улучшить качество работ: сварщик получит полую информацию о типе сварки, специалисты проведут тщательный контроль сварного соединения, будет выбран оптимальный комплект оборудования и комплектующих. Соответственно снизится количество брака и завод понесет меньшие убытки. И все это возможно, если у вас есть технологическая карта на сварку.

В этой статье мы расскажем, что это такое, как составляется техкарта для сварочных работ, приведем пример, благодаря которому вы научитесь быстро и легко читать технологические карты, а впоследствии и составлять их.

Определение

Что такое технологическая карта на сварочные работы (она же ттк на сварку, технологическая карта сварки или просто техкарта)? Говоря простыми словами, это просто документ-инструкция, выдаваемая сварщику для правильного выполнения работ. Также техкартой может пользоваться специалист по контролю качества. В техкарте прописывается всё: от типа сварки до геометрических расчетов.

Проще говоря, техкарта — это «сборник» всех технологических особенностей, которые нужно учесть при сварке. Правильно разработанная техкарта позволяет улучшить качество сварного соединения и, в целом, сделать работу сварщика или прочих специалистов продуктивнее и лучше.

Технологическая карта была придумана и внедрена не так уж давно, а именно в конце 80-х годов прошлого века. Это связано с большим технологическим прорывом в сфере сварки, когда появились новые современные технологии и стали доступны редкие металлы.

Данные в техкарте

Итак, в технологической карте в обязательном порядке указываются общие сведения о металле, который нужно сварить, данные о разделке металла и их очистке, данные о размерах сварных швов. Также указывается прогрев металла, если он необходим, последовательность формирования сварных швов.

Еще указывается, какое оборудование будет использоваться и какие комплектующие необходимы для выполнения сварки. Некоторые мастера уверены, что оборудование и комплектующие можно подбирать, основываясь на своем опыте или тематических журналах, но это неверно. Позже мы расскажем, как подбирается комплект оборудования.

Особенности

На крупных производствах (например, если это сборочно-сварочный цех) разработкой техкарты занимаются отдельные специалисты, а на мелких заводах эту работу часто поручают сварщикам. Тем не менее, любая разработка техкарты должна начинаться с тщательного анализа металла, который нужно сварить. Именно от металла зависит выбор типа сварки, комплектующих и прочие параметры. Если вы с самого начала правильно проанализируете металл, то затем у вас не возникнет никаких ошибок. Режим сварки подбирается по нормативным документам, а не по опыту варщика. Это тоже важно понимать.

Каждая технологическая карта по сварке металлоконструкций должна иметь свой индивидуальный номер (шифр), с помощью которого ее можно будет найти в архиве. Также этот номер будет указываться при разработке полной техдокументации и в характеристиках проекта на сварку. Также на техкарте должна стоять подпись специалиста, который эту кару составлял.

Пример технологической карты

Ниже вы можете видеть образец заполнения технологической карты. Сейчас мы подробнее разберем все, что тут написано, а вы запомните (или лучше запишите) то, что прочтете.

Образец взят с сайта zibon.ru

Итак, первая графа «Способ сварки». Здесь, как не трудно догадаться, нужно написать, такой тип сварки был выбран для выполнения работ (ручная дуговая, контактная, полуавтоматом в среде газа и т.д.). В нашем случае мы указали «ручная дуговая сварка покрытыми электродами». Далее указаны цифры «(111)», это код сварки. Его можно указывать в техкарте, чтобы не писать подробно словами.

Читать еще:  Технология сварки рельсовых стыков ручной дуговой сваркой

Мы приведем несколько наиболее распространенных кодов:

  • 141 — ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом
  • 131 — механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом
  • 135 — механизированная сварка плавящимся электродом в среде активного газа

Далее графа «Основной материал (марка)». Здесь пишем марку металла, который нам нужно сварить. Обычно марка указывается в проекте детали, оттуда ее можно переписать в техкарту. Дополнительно укажите группу металлов. Ниже таблица с основными группами.

Затем идет графа «Наименование (шифр) НТД». Здесь вы должны указать, какие нормативные документы были использованы при разработке данной технологической карты. Остальные графы заполняются подобным образом, думаем, все логически понятно.

В нашем случае заполняется типовая технологическая карта на сварку газовых трубопроводов. Но если вам нужна техкарта на другие работы (например, на сварку стальных труб), то она будет заполняться таким же образом, просто поменяется заголовок.

Вместо заключения

Операционная технологическая карта сборки и ручной дуговой сварки (или любого другого типа сварки) — обязательный элемент любых профессиональных сварочных работ. Без нее вы наверняка сделаете шов неправильно, поскольку не будете знать всех нюансов. А специалисты по контролю качества не смогут предъявить к работе необходимые требования.

Кстати, существуют и технологические карты не на весь сварочный процесс, а на его отдельные этапы. Например, есть технологическая карта ультразвукового контроля сварных соединений (также технологическая карта узк). Это необходимо, если работа сложная и состоит из огромного количества информации, которую нужно указать в техкарте. Если бы в таком случае техкарта была одна на всю сварку, то она состояла бы из десятков страниц, что неудобно.

Карта технологического процесса сварки стыкового соединения труб Ø 159 х 6 мм, сталь 10

КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СВАРКИ

СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ТРУБ Ø 159 х 6 мм, сталь 10

Конкурс сварщиков, 2011 г.

1. Наименование изделия: контрольное сварное соединение.

2. Способ сварки: ручная дуговая (РД).

3. НТД по сварке: РД 153-34. (РТМ –1с), ВСН 006-89, ГОСТ .

4. Основной материал:

индекс группы стали: углеродистая (М01)

марка стали: сталь 10 по ГОСТ 1050

свариваемые элементы: труба по ТУ 14-3Р.

диаметр стыкуемых труб, мм, 159.

толщина стенок, мм: 6

вид соединения:

вид разделки кромок:

конструкция разделки кромок: V – обр., тип ТР-2 по РТМ-1с-2001
или С17 по ГОСТ 16037

обозначение соединения: СШ-Т-СV-Н 45 (или В1).

Конструкция соединения

Конструктивные размеры

а = 2,5 + 0,5 (2,5 – 3) мм

в = 1 ± 0,5 (0,5 – 1,5) мм

α = 30 ± 3 (27 – 33) град

6. Способ подготовки кромок: механический (Rz 80).

7. Контроль труб перед сборкой:

проверить правильность разделки кромок: зачищены ли поверхности, прилегающие к кромкам катушек до металлического блеска; протереть кромки ацетоном; проверить отсутствие загрязнений труб снаружи и изнутри, проверить отклонение от перпендикулярности торцевых поверхностей стыкуемых труб и отсутствие на кромках механических повреждений.

8. Способ сборки: прихватка на уголке.

9. Требования к прихватке: РД, 3 – 4 шт., длиной – 30 – 40 мм.

распределить по периметру равномерно, не накладывать на потолочной части стенки, высота прихваток 4 – 5 мм; прихваточные швы зачистить металлической щеткой.

10. Проверить качество сборки и прихватки. Величина внутреннего смещения

Читать еще:  Технологическая карта на сварочные работы

кромок не должно превышать 1,6 мм. Сварка образца проводится после

контроля правильности сборки.

11. Сварочные материалы: электроды марки УОНИ 13 / 55 Р, ТМУ 21У,
ГОСТ 9466 и 9467 – для прихватки, корневого шва и заполнения разделки стыков Ø 2,5 – 3 мм, а облицовочного слоя Ø 4 мм.

12. Положение шва при сварке: наклонное, неповоротное (Н 45).

13. Подогрев: без подогрева.

14. Сварочное оборудование: ВДМ-1202, шесть постов с КСУ-320, или другое аналогичное оборудование.

Приложение Е

Приложение Ж

Форма акта на ремонт сваркой дефектов труб и сварных соединений газопроводов

на ремонт сваркой дефектов труб и сварных соединений газопроводов

Мы, нижеподписавшиеся: ответственный руководитель работ

представитель Службы неразрушающего контроля

составили настоящий акт в том, что на ПК

газопровода категории из труб поставки диаметром с толщиной стенки из стали марки __________________ произведен ремонт дефекта (дефектного участка) с параметрами

Ремонт выполнен методом:

Сварной шов выполнен электродами

Сварной шов проконтролирован и признан годным.

Сварной шов проконтролирован и признан годным.

Сведения об изоляции и засыпке Сведения об испытании

Сведения о подключении катодной защиты

Приложение И

Пример определения степени дефектности газопровода при проведении работ по установке муфты

И.1 Технические характеристики газопровода: наружный диаметр – 530 мм, толщина стенки – 7,0 мм, максимальная глубина дефектов ремонтируемого участка – 3,0 мм (может быть не более 0,7 от толщины стенки, при этом остаточная толщина стенки должна быть не менее 4,0 мм), предел текучести металла трубы по ТУ (  т min ) – 340 МПа (ст. 09Г2С), величина рабочего давления в газопроводе – не более 5,4 МПа.

И.2 При оценке степени дефектности газопровода определяются кольцевые напряжения (  к ) в месте установки ремонтной муфты по формуле

где Р – величина рабочего давления в газопроводе, МПа; D – наружный диаметр газопровода, мм;

S – номинальная толщина стенки газопровода, мм.

Значение степени дефектности газопровода определяется отношением кольцевых напряжений в стенке газопровода (  к ) к минимальному нормативному пределу текучести металла трубы (  т min ), который может быть меньше или больше 30 %: (  к /  т min )  100 %  30 % или (  к /  т min )  100 % > 30 % и приведены в таблицах 11.12, 11.13.

И.3.1 Для ремонтируемого участка газопровода с толщиной стенки 7,0 мм с максимальным рабочим давлением 5,4 МПа:

И.3.2 Для ремонтируемого участка газопровода с толщиной стенки 7,0 мм с рабочим проходным давлением 2,5 МПа:

Карта технологического процесса сварки

Сварка – сложный процесс, выполнение которого должно производится в строгой последовательностью определенных действий, которые связаны с подготовкой металла, выполнением сварного соединения и последующим контролем. Сварной шов, если не уделить ему должного внимания, является уязвимым местом в любой сварной конструкции. Причиной этому может послужить недостатки в разработке технологии сварки или вообще ее отсутствие, недостаточный контроль, неудачный выбор сварочного оборудования и материалов. Как результат — большое количество брака и убытки понесенные организацией для его устранения. Предотвратить убытки можно корректно разработав инструкцию на выполнение сварочных работ и проконтролировав ее исполнение.

Так что же такое технологическая карта на сварку? Карта технологического процесса сварки или как ее еще называют технологическая карта сварки — это документ, который является результатом разработки технологии сварки конкретного соединения, в котором прописаны самые важные технологические параметры создания сварного соединения, по сути это инструкция по сварке соединений. Технологическая карта сварки была утверждена и введена в активное действие первого января 1984 года, более 30 лет назад. При разработке технологии сварки металлоконструкций каждое сварное соединение должно быть изготовлено в соответствии с разработанной для нее технологической картой сварки.

Читать еще:  Разработка технологических карт по сварке

Технологическая карта по сварке должна содержать следующие данные:

1. Сведения о основном металле.

2. Сведения о качестве и подготовке соединения под сварку: данные о разделке (величина зазора, величина притупления, угол наклона разделки и т.д.), о количестве и расположении прихваток, данные о предварительной очистке кромок, размеры шва.

3. Данные о фиксации свариваемого изделия и о возможном подогреве. А также последовательность выполнения проходов в сварном шве.

4. Сведения об используемом сварочном оборудовании и сварочных материалах. Подбор сварочных материалов и оборудования основывается на различных сведениях, полученных из литературы, в том числе профессиональной сварочной (журналы, статьи), на собственном опыте, а также на отзывах организаций.

5. Сведения о режиме сварки в зависимости от способа сварки могут включать: сварочный ток, напряжение дуги, скорость сварки, полярность при сварке, расход защитного газа, скорость подачи проволоки и др. Нарушение рекомендованных режимов сварки может привести к охрупчиванию металла шва и околошовной зоны.

6. Сведения о форме сварного соединения, способах и объемах контроля качества сварного соединения.

Разработка карты технологического процесса сварки начинается с анализа свариваемого материала и подбора способа сварки. После этого производится анализ условий, при которых будет работать сварная конструкция и определяется, какими нормативными документами нормируется изготовление и работа этой конструкции. Далее по данным нормативной литературы и по расчетным данным определяется режим сварки, рассчитывается необходимое количество проходов, геометрия сварного соединения и другие параметры.

Каждая технологическая карта по сварке получает свой идентификационный номер, который в дальнейшем используется для указания в технической документации и спецификациях проекта. Визирует карту технологического процесса сварки сам разработчик, он же ставит свою подпись внизу формуляра.

При строительстве объекта на производстве должен находиться комплект технологических карт всех используемых типов сварных соединений. Полный комплект карт технологического процесса сварки хранится в отделе главного сварщика. Сварщик при выходе на смену получает технологические карты для сварных соединений, которые он выполняет в процессе работы. Осмотр и контроль подготовленных кромок и готового сварного соединения выполняется службой технического контроля в соответствии с разделом контроля качества и испытаний сварных соединений. Таким образом, не происходит никакой путаницы между службами, так как всё необходимое указано в технологической карте сварного соединения.

На каждом предприятии, при организации сварочного производства обязательно составляются карты технологического процесса сварки, иначе сложно выдержать параметры, предъявляемые к качеству выполняемой работы. Некоторые предприятия не могут позволить себе содержание дорогостоящего инженерного состава сварочного производства. Инженерный центр «Mavego» минимизирует Ваши затраты на содержание инженерно-технических работников и на основании договора и технического задания, в кратчайшие сроки разработает комплект технологических карт сварки, а также подберет оборудование и материалы.

Для получения качественного результата проделанной работы при производстве сварочных работ, сварщик должен руководствоваться документом, в котором корректно описаны все этапы выполнения сварки на объекте строительства. Несоблюдение рекомендаций приведенных в технологической карте может привести к разрушению сварного соединения при эксплуатации, что может повлечь за собой необратимые последствия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector