Milling-master.ru

В помощь хозяину
23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

§ 22. Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов

Технология изготовления изделия из тонколистового металла включает обычно следующие операции:

  • подготовительные (выбор металлических заготовок, их правка и разметка);
  • обрабатывающие (резание, гибка, обработка отверстий);
  • сборочные (соединение деталей изделия фальцевым швом или заклёпкой);
  • отделочные (зачистка поверхностей деталей, лакирование или окрашивание).

Заготовка из тонколистового металла должна иметь припуски на обработку, так как невозможно найти заготовку, точно соответствующую размерам готовой детали. Припуски позволяют исправлять неточности операций разметки или резания детали. Однако припуски не должны быть большими, поскольку металл, идущий на припуски при обработке заготовки, превращается в отходы. Например, если изделие из жести имеет размер 150 х 190 мм, то для её изготовления следует взять заготовку размерами от 155 х 195 до 158 х 198 мм (рис. 101), т. е. припуск должен составлять 5. 8 мм.

Рис. 101. Изготовление коробки для мелких деталей: а — чертёж; 6 — технологический процесс (1—9)

При изготовлении изделия из проволоки (рис. 102) сначала выбирают и размечают заготовки деталей, из которых оно состоит. Затем заготовки разрезают и гнут в соответствии с чертежом. Полученные детали зачищают, соединяют друг с другом в готовое изделие, которое затем лакируют или окрашивают.

Рис. 102. Изготовление отвёртки: а — чертёж; б — технологический процесс (1-7)

Если нужно изготовить изделие из листовой пластмассы (рис. 103), то заготовку сначала размечают, затем обрабатывают отверстия внутренних контуров. После этого вырезают наружные контуры, зачищают поверхности и при необходимости их окрашивают.

Рис. 103. Изготовление номерка на дверь квартиры (заготовка — шняявавш оргстекло): а — общий вид (номер и места расположения крепёжных отверстий назначает ученик); б — технологический процесс (1—8)

На рисунках 101-103 показаны технологические процессы изготовления трёх изделий: коробки для мелких деталей (из тонколистового металла), отвёртки (из проволоки) и номерка на дверь квартиры (из листовой пластмассы — оргстекла).

В школьных мастерских при изготовлении детали из металла или искусственного материала учащиеся работают обычно , по технологической карте (имеющей вид таблицы), в которой излагается технологический процесс изготовления детали.

На предприятиях технологические процессы изготовления деталей из металла и искусственных материалов разрабатывают технологи.

Практическая работа № 20

Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов

  1. Прочитай выданный учителем чертёж детали из тонколистового металла, проволоки, пластмассы или чертёж детали из своего творческого проекта.
  2. Запиши в рабочую тетрадь технологическую последовательность изготовления данной детали (см. рис. 101-103). Сравни свои записи.
  3. Определи, какие инструменты понадобятся для изготовления данной детали, и запиши их названия в рабочую тетрадь.

Найди в Интернете пример технологического процесса изготовления других деталей из тонколистового металла и проволоки.

Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.

Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.

Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и область применения.

Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.

Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.

Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заго­товках с помощью специального оборудования

Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Кон­трольно-измерительные инструменты, применяемые при изго­товлении деталей из металлов и искусственных материалов.

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.

Способы отделки поверхностей изделий из металлов и ис­кусственных материалов.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.

Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.

Лабораторно — практические и практические работы.

Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволо­ки, исследование их свойств.

Ознакомление с видами и свойствами искусственных мате­риалов.

Организация рабочего места для ручной обработки метал­лов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тис­ков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.

Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тон­колистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.

Читать еще:  Технологическая цепочка цветной металлургии

Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий. Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Металлы и их сплавы, область применения. Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат, профили сортового проекта.

Чертежи деталей из сортового проката. Применение компьютера для разработки графической документации. Чтение сборочных чертежей.

Контрольно-измерительные инструменты. Устройство штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Технологии изготовления изделий из сортового проката.

Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка; инструменты и приспособления для данных операций. Особенности резания слесарной ножовкой, рубки металла зубилом, опиливания заготовок напильниками.

Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, механосборочными и ремонтными работами, отделкой поверхностей деталей, контролем готовых изделий.

Лабораторно-практические и практические работы.

Распознавание видов металлов и сплавов, искусственных материалов. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов.

Ознакомление с видами сортового проката.

Чтение чертежей отделочных деталей и сборочных чертежей. Выполнение чертежей деталей из сортового проката.

Изучение устройства штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.

Разработка технологической карты изготовления изделия из сортового проката.

Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой. Рубка металла в тисках и на плите.

Опиливание заготовок из металла и пластмасс. Отработка навыков работы с напильниками различных видов. Отделка поверхностей изделий. Соблюдение правил безопасного труда.

Металлы и их сплавы, области применения. Классификация сталей. Термическая обработка сталей.

Резьбовые соединения. Резьба. Технология нарезания в металлах и искусственных материалах наружной и внутренней резьбы вручную. Режущие инструменты (метчик, плашка), приспособления и оборудование для нарезания резьбы.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей.

Профессии, связанные с ручной обработки металлов, термической обработкой материалов.

Лабораторно-практические и практические работы.

Ознакомление с термической обработкой стали.

Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную. Отработка навыков нарезания резьбы в металлах и искусственных материалах. Выявление дефектов. Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.

План-конспект урока технологии в 6 классе по теме: «Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Тиснение по фольге и тонколистовому металлу»

Разделы: Технология

Предмет: технология.

Класс: 6.

Учебник: под редакцией В.М.Казакевича «Технология».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: коврик, ножницы, карандаш, линейка, скотч, скрепки, давилки, затупленное шило, мягкая жесть банок из-под прохладительных напитков, шариковая ручка с не пишущим стержнем, масло, наждачная бумага.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

  • предметные результаты – умение разметки; прямой угол; свойства металлов, получение тонколистового металла, резание листового металла, организация рабочего места.

Деятельностная цель: формирование навыков выполнения тиснения по тонколистовому металлу, фольге.

Цель урока

Выполнение декоративного изделия в технике ручного тиснения. Формирование УУД

Основное содержание темы, термины и понятия

Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Ручное тиснение по фольге, рельефное изображение, виды фольги, инструменты для тиснения (штампик, накатка, давилки), рисунок, шаблон. Организация рабочего места. Технология выполнения ручного тиснения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Развитие познавательных
интересов.
Знакомство с терминами: резание, пластичность давление. Овладение
умениями
выполнения ручного тиснения. Умение организовать свою деятельность.
Находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь. Организовать рабочее место.

Предметные – расширят представление о художественной обработке металла. Будут иметь представление об основных технологиях обработки материалов (резание и пластическое формование). Узнают о материалах и инструментах для тиснения. Узнают о приемах выполнения ручного тиснения по фольге. Обогатят словарный запас новыми техническими словами. Овладеют приемами выполнения ручного тиснения по тонколистовому металлу.
Регулятивные — определят последовательности операций с учетом конечного результата; составят план и последовательности действий при выполнении практической работы;
Познавательные — выберут способы решения задач по выполнению практической работы.
Коммуникативные — умеют вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Читать еще:  Технология изготовления изделий из порошков порошковая металлургия

Личностные – получат навыки самооценки.
Развитие навыков трудолюбия и ответственности за результат своей деятельности.
Развитие навыков эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.
Познакомятся с навыками творческой деятельности эстетического характера.
Познакомятся с профессией мастера декоративно-прикладного искусства.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Физика, искусство, народные промыслы и ремесла.
Русский язык — написание слов — «резание», «пластичность»,
«рельеф», «тиснение».

Групповая: рассматривание изделий, выполненных в технике тиснения по фольге.
Фронтальная: рассуждение, постановка задач, наблюдение за действиями при показе приемов работы.
Индивидуальная: выполнение практической работы. Оценивание выполненной работы.

Учебник «Технология» 6 класс под редакцией В.М.Казакевича;
Дополнительные материалы.
Техническое оснащение:
Мультимедийное оборудование (проектор, экран, ПК), классная доска. Наборы инструментов.
Наглядно-демонстрационный материал:
Приложение 1 — презентация в программе PowerPoint: «Художественная обработка металла. Тиснение по фольге», готовые изделия, образцы объектов труда.
Раздаточный материал:
Приложение 2 — рисунки, шаблоны, карточки с технологической последовательностью изготовления ручного тиснения по фольге и тонколистовому металлу.

Тиснение по фольге

Ручное тиснение по фольге (металлопластика) — один из древнейших способов художественной обработки металла. Мягкость и пластичность фольги даёт возможность сравнительно быстро с помощью простых инструментов — давилок — получить рельефное изображение.

Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготовляют рабочую доску. Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы собираетесь делать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Для тиснения по фольге используют различные инструменты. Контурные линии проводят шилом, кончик которого закругляют и полируют. Хорошо отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку со стержнем без пасты.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготовляют из твёрдой древесины дуба, бука, яблони, клёна. Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части инструмента натирают парафином или воском, чтобы они легко скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников.

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звёздочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают её по контуру напильником и надфилями.

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки, состоящие из ручки, стержня и вращающегося колёсика (гладкого или зубчатого).

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают. Можно использовать мягкую жесть банок из-под прохладительных напитков.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем его накладывают на фольгу, а фольгу помещают на сукно рабочей доски. Обведённые шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Чтобы с лицевой стороны получались выпуклые участки, выдавливание производят с изнанки фольги, чтобы получались углублённые участки — с лицевой стороны.

Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек.

Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют — заливают с обратной стороны специальной смесью. Для приготовления смеси разводят в воде строительный гипс — алебастр, доводя смесь до густоты сметаны. В смесь добавляют немного клея ПВА, чтобы застывший гипс не был очень хрупким.

План-конспект урока технологии в 6 классе по теме: «Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Тиснение по фольге и тонколистовому металлу»

Разделы: Технология

Предмет: технология.

Класс: 6.

Учебник: под редакцией В.М.Казакевича «Технология».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: коврик, ножницы, карандаш, линейка, скотч, скрепки, давилки, затупленное шило, мягкая жесть банок из-под прохладительных напитков, шариковая ручка с не пишущим стержнем, масло, наждачная бумага.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

  • предметные результаты – умение разметки; прямой угол; свойства металлов, получение тонколистового металла, резание листового металла, организация рабочего места.

Деятельностная цель: формирование навыков выполнения тиснения по тонколистовому металлу, фольге.

Цель урока

Выполнение декоративного изделия в технике ручного тиснения. Формирование УУД

Основное содержание темы, термины и понятия

Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Ручное тиснение по фольге, рельефное изображение, виды фольги, инструменты для тиснения (штампик, накатка, давилки), рисунок, шаблон. Организация рабочего места. Технология выполнения ручного тиснения.

Читать еще:  Технология напыления металлов

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Развитие познавательных
интересов.
Знакомство с терминами: резание, пластичность давление. Овладение
умениями
выполнения ручного тиснения. Умение организовать свою деятельность.
Находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь. Организовать рабочее место.

Предметные – расширят представление о художественной обработке металла. Будут иметь представление об основных технологиях обработки материалов (резание и пластическое формование). Узнают о материалах и инструментах для тиснения. Узнают о приемах выполнения ручного тиснения по фольге. Обогатят словарный запас новыми техническими словами. Овладеют приемами выполнения ручного тиснения по тонколистовому металлу.
Регулятивные — определят последовательности операций с учетом конечного результата; составят план и последовательности действий при выполнении практической работы;
Познавательные — выберут способы решения задач по выполнению практической работы.
Коммуникативные — умеют вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные – получат навыки самооценки.
Развитие навыков трудолюбия и ответственности за результат своей деятельности.
Развитие навыков эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.
Познакомятся с навыками творческой деятельности эстетического характера.
Познакомятся с профессией мастера декоративно-прикладного искусства.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Физика, искусство, народные промыслы и ремесла.
Русский язык — написание слов — «резание», «пластичность»,
«рельеф», «тиснение».

Групповая: рассматривание изделий, выполненных в технике тиснения по фольге.
Фронтальная: рассуждение, постановка задач, наблюдение за действиями при показе приемов работы.
Индивидуальная: выполнение практической работы. Оценивание выполненной работы.

Учебник «Технология» 6 класс под редакцией В.М.Казакевича;
Дополнительные материалы.
Техническое оснащение:
Мультимедийное оборудование (проектор, экран, ПК), классная доска. Наборы инструментов.
Наглядно-демонстрационный материал:
Приложение 1 — презентация в программе PowerPoint: «Художественная обработка металла. Тиснение по фольге», готовые изделия, образцы объектов труда.
Раздаточный материал:
Приложение 2 — рисунки, шаблоны, карточки с технологической последовательностью изготовления ручного тиснения по фольге и тонколистовому металлу.

Тиснение по фольге

Ручное тиснение по фольге (металлопластика) — один из древнейших способов художественной обработки металла. Мягкость и пластичность фольги даёт возможность сравнительно быстро с помощью простых инструментов — давилок — получить рельефное изображение.

Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготовляют рабочую доску. Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы собираетесь делать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Для тиснения по фольге используют различные инструменты. Контурные линии проводят шилом, кончик которого закругляют и полируют. Хорошо отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку со стержнем без пасты.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготовляют из твёрдой древесины дуба, бука, яблони, клёна. Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части инструмента натирают парафином или воском, чтобы они легко скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников.

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звёздочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают её по контуру напильником и надфилями.

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки, состоящие из ручки, стержня и вращающегося колёсика (гладкого или зубчатого).

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают. Можно использовать мягкую жесть банок из-под прохладительных напитков.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем его накладывают на фольгу, а фольгу помещают на сукно рабочей доски. Обведённые шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Чтобы с лицевой стороны получались выпуклые участки, выдавливание производят с изнанки фольги, чтобы получались углублённые участки — с лицевой стороны.

Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек.

Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют — заливают с обратной стороны специальной смесью. Для приготовления смеси разводят в воде строительный гипс — алебастр, доводя смесь до густоты сметаны. В смесь добавляют немного клея ПВА, чтобы застывший гипс не был очень хрупким.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×