Milling-master.ru

В помощь хозяину
16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологии художественной обработки металлов

Технологии художественной обработки металлов

Художественная обработка металла представляет собой в некотором роде работу творческого направления. Давно известное, появившееся еще в глубокой древности, это занятие не зря называется искусством малых форм. В результате применения навыков и талантов мастера, материал, из которого далее производится изделие, приобретает большую выразительность, не лишенную эстетической ценности. Стоит заметить, что данное искусство начиналось с обработки золота, но постепенно перенеслось на более широкий круг материалов и даже сплавов.

Основные технологии художественной обработки металлов

Особого внимания заслуживает технология художественной обработки металлов, которая имеет несколько отличающихся друг от друга разновидностей. Первой и, пожалуй, самой древней выступает технология литья. Этот процесс многогранен и разнообразен. Так, может быть использован разный металл или сплавы, различают характер моделей, их форму и конструкцию, способ заливки. Вторая, не менее древняя технология – это ковка. Как подметили наши предки, на материал гораздо легче воздействовать, если он раскален до определенной температуры.

В современном мире художественная обработка металла четко распределена по видам проводимых работ: слесарно-кузнечные, граверные и чеканно-дифовочные, черневые и сканно-эмальерные, литейные. Также к современным способам художественной обработки относится гальванопластика. Гальванопластика представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких операций, в результате которых можно получить гальванокопии. Сначала изготовляются непосредственно сами формы. Затем на формы наносится электропроводящий слой и зарядка. Финальным этапом формы погружаются в гальванованну и происходит процесс наращивания металла.

Художественная обработка металла — наука, которая требует, кроме теоретических знаний, наличие большого практического опыта и эстетического вкуса. Ранее считалось, что для осуществления процесса творения прекрасного обязательно необходим талант, без которого обучение не даст результата. Сейчас же, зная основы ремесла и соблюдая все правила изготовления типовых изделий, можно, при наличии необходимого инструмента и оборудования, создавать шаблонные шедевры. Но настоящие эксклюзивные изделия и теперь доступны лишь действительно талантливым мастерам, способным придать обычной вещи неповторимый шарм и красоту.

Удивительное искусство

Технология художественной обработки металлов во многом зависит от выбора рабочего материала. Дело в том, что ассортимент материалов, поддающихся данному процессу, довольно обширен. К этой категории относятся цветные и драгоценные металлы, а также их сплавы, некоторые другие материалы. Важной при выборе технологии является и толщина материала. К примеру, если толщина до 0,7 миллиметра, можно применить чеканку, если более, то скорее подойдет гравирование. К умению применить творческий подход в работе следует прибавить знания свойств материалов, совокупность этих условий составляет комплекс умения и высокой квалификации.

Современная художественная обработка металла включает в себя не только разнообразные технологии. В перечне выполняемых работ, помимо изготовления оригинальных изделий, присутствуют работы по реставрации старинных вещей. Можно сказать, реставрация – процесс даже более сложный, чем само производство, ведь, чтобы приступить к нему, необходимо изучить материал изделия, а порой даже попытаться повторить манеру исполнения предыдущего мастера. Искусство художественной обработки прошло долгий путь развития, при этом не потеряло своего очарования, благодаря чему удачно сочетается с современными модными тенденциями.

Технология художественной обработки материалов

«Технология художественной обработки материалов»
«Технология обработки драгоценных камней и металлов»

профиль «Технология художественной обработки материалов»:
очная – 4 года, заочная – 4 года 11 месяцев.

профиль «Технология обработки драгоценных камней и металлов»:
очная – 4 года, очно-заочная – 5 лет.

На базе профессионального образования обучение возможно в ускоренные сроки, срок обучения сокращается на 1 год.

Усиленная профильная подготовка к ЕГЭ, творческим конкурсам, олимпиадам и дальнейшему обучению по специальности проводится в Школе ювелирного мастерства.

Сферой деятельности специалиста является создание художественного образа и разработка технологии изготовления художественных и ювелирных изделий с использованием информационных технологий и современного оборудования, разработка авторских проектов объектов дизайна, разработка технологии реставрации объектов культурного наследия, научно-исследовательская деятельность.
Студенты получают серьезную теоретическую подготовку в области проектирования и технологии изделий прикладного искусства, а также имеют уникальную возможность воплощать свои творческие идеи в мастерских института и ведущих предприятий по производству художественных и ювелирных изделий, как в России, так и за рубежом. Выпускники успешно работают дизайнерами, реставраторами, специалистами на промышленных предприятиях, в организациях, осуществляющих экспертизу технического состояния и оценку эстетической ценности объектов дизайна, а так же применяют свои знания в учебно-методической, педагогической и научно-исследовательской деятельности. Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль «Художественная обработка материалов» и аспирантуре по специальности «Техническая эстетика и дизайн».
Заказчиками кадров по данной образовательной программе выступают предприятия по производству ювелирных и художественных изделий, а именно: «Кахалонг», Екатеринбургский ювелирный завод, ОАО «Анастасия», ООО «СП «Лазертех», ОАО «Русские самоцветы», ООО «Узор» и др.

Отличительной особенностью направления «Технология художественной обработки материалов» является гармоничное сочетание технических знаний и навыков с индивидуальной творческой особенностью обучаемых студентов. В процессе обучения студенты получают профессиональную творческую подготовку, необходимый объем знаний по художественному материаловедению, технологии создания и реставрации объектов дизайна, контролю качества и оценки художественных и ювелирных изделий, инженерно-технологическому оборудованию и информационным технологиям. Получение образования предусматривает специализацию по видам материалов. На кафедре проводятся мастер-классы ведущими художниками, реставраторами и представителями других профессий. В соответствии с договором о сотрудничестве с Государственным музеем городской скульптуры студенты проходят обучение по программам «Менеджмент выставочных проектов» и «Организация межмузейных выставочных проектов». Студенты принимают участие в научной работе, одним из направлений которой является реставрация экспонатов Центрального Научно-Исследовательского Геологоразведочного музея им. Академика Чернышёва. Студентам предоставляется возможность пройти стажировку на ведущих отечественных и зарубежных предприятиях, фирмах по производству и реставрации объектов дизайна (ООО «Грингор», СПб; ОАО «Росювелирпром»; Костромской ювелирный завод и других университетах и институтах; дизайн-студиях, проектных бюро, интерьерных салонах). Существуют индивидуальные программы проведения практик и стажировок за рубежом – в Великобритании, Италии, Франции, Финляндии, Германии. Ежегодно в университете проходит Всероссийская олимпиада по специальности «Технология художественной обработки материалов».

Читать еще:  Металлообрабатывающее шлифовальное оборудование

Наши выпускники работают:

  • ведущий художник Росювелирпрома (производство ювелирных изделий);
  • ведущий технолог Росювелипрома;
  • дизайнер, эмальер ОАО «Русские самоцветы»;
  • ювелир ООО «Узор»;
  • генеральный директор компании «Мози» (изготовление ювелирных изделий);
  • ведущий дизайнер компании «Мария» (производство мебели);
  • директор ООО «Кит» (производство сувениров);
  • ИП «Карелка» (производство витражей);
  • ОАО «Арина» (ювелирное производство);
  • начальник производственно-технологической лаборатории «Республиканского центра национальных видов спорта»;
  • преподаватели в «Колледже им. К. Фаберже».

Трудоустройство происходит на основании заказа предприятия при обращении непосредственно на кафедру, а также по приглашению работодателей при прохождении практики, выступлении на конференциях и выставках творческих и научных работ.

Выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, далее в аспирантуре, а также получить дополнительную квалификацию в Институте дополнительного профессионального образования.

Особенности различных способов художественной обработки металла

Художественная обработка металла – древнее мастерство, которое продолжает оставаться на плаву, невзирая на прогресс, полную автоматизацию производства, уменьшение доли ручного труда, и значительное снижения стоимости готовой продукции.

Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы — знание особенностей и качеств материала, его технологических и рабочих свойств. Так, при работе с металлами используется как чистое, без дополнительных примесей сырье, так и различные сплавы. Попадающие в производство материалы делятся на две основные группы:

Основные виды используемых материалов:

  • Углеродистая сталь — упругий металл со способностью к закаливанию. Сталь хорошо куется и режется, и производится как сортовой продукт. При изготовлении изделий из стали методом художественной обработки, используются сорта У8 и У10.
  • Медь — мягкий, поддающийся ковке, красноватый материал, легко обрабатывается, но несколько вязок. Медь хорошо паяется, проводит электричество и тепло, и часто используется для производства художественных изделий.
  • Бронза — соединение меди и олова. Применение бронзы практикуется в литье и инкрустации.
  • Латунь — сплав цинка и меди, более твердый и менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко обрабатывается, и пригодна для инкрустации и чеканки.
  • Цинк — белый с синеватым оттенком металл. Материал плохо куется, но удобен для паяния и несложен в обработке. Цинк часто используется при гравировке и в литье.
  • Олово — мягкий, белый материал. Олово используется для лужения и инкрустации, и входит в множество сплавов.
  • Алюминий — легкий, хорошо поддающийся обработке материал.
  • Свинец — мягкий, плохо окисляющийся металл, часто используется для литья. Оксид свинца чрезвычайно ядовит.
  • Серебро. Вне сплавов, используется редко из-за излишней мягкости, поэтому в готовых изделиях, чаще всего, присутствует сплав серебра и меди. Также серебро применяется при проведении инкрустационных работ.

Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:

  • Хрупкость материала — качество противоположное пластичности, что на практике означает способность к быстрому саморазрушению, при внешнем механическом воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза легко раскалывается на куски.
  • Упругость — особенность, означающая восстановление формы и объема, при прекращении внешнего воздействия. В наибольшей мере данные свойства присущи отдельным сортам стали.
  • Плавкость — способность металла переходить в жидкое состояние при нагревании. Плавкость широко используется как в промышленном, так и кустарном производстве изделий из металла.

Операции по обработке металла

Обработка металла — механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки — производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий — мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье — древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при термическом воздействии на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

Читать еще:  Технология токарных работ по металлу

  • по металлу отлива — чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы — песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, под давлением, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка — древний метод обработки металла. Суть процесса — придание заготовке нужной формы при помощи ударов молота. Под ударами молота деталь деформируется и постепенно принимает желаемую форму.

Свойство металла, обеспечивающее «правильную» деформацию, без трещин и разрывов, называется ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща драгоценным металлам, обладающим пластичностью и вязкостью.

Особенности холодной ковки

История художественной обработки металла сообщает о методе «холодной ковки», повсеместно использовавшемся в Киевской Руси. Посредством «холодной ковки», мастера по золоту, выковывали из слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.

Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в уплотнении изделия под ударами молота. На втором — обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и т. д. В наше время данный способ используется только в ювелирном деле.

Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что означает художественную обработку листового металла толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в Древней Греции, величайшим скульпторам античной эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй богов.

Как осуществляется чеканка

Чеканка — создание рельефного изображения, на тонком листовом металле, при помощи молотка и специального стержня. Ударяя «разгонным» молотком по стержню, чеканщик оставляет следы на листе и постепенно придает ему объемный вид. Используя короткие и частые удары, мастер выстукивает металл до получения нужной формы. После чего, предварительный этап считается законченным и начинается, непосредственно, процесс чеканки или выбивка декора.

Для выбивки декора используют стержни — чеканы определенного профиля. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки.

Чеканка по твердой модели — метод, применявшийся в древности для выделки фигур. Тонкий лист, из драгоценного металла, «разгоняли» по железной модели, а затем снимали получившийся рисунок.

Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида работ, качественно отличающихся друг от друга:

  • чеканка по листу;
  • чеканка по литью (оброну).

Чеканка по листу — это создание нового произведения, при помощи специальных инструментов.

Второй случай — доведение до нужного уровня заранее отлитой, или вырезанной методом оброна, формы. Чеканка литья применяется для придания форме четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке отливки, полученные в земляных формах.

Особенности металлопластики

Металлопластика — метод художественной обработки металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако, имеющий ряд существенных отличий.

Для данного способа характерно:

  • тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути, являющиеся фольгой.
  • использование скульптурных стеков как рабочих инструментов.
  • особенности процесса обработки более похожи на лепку, с ее плавностью линий и движений.
  • Первый этап работы — отжиг изделия и охлаждение.
  • Затем предварительно созданный рисунок, на прозрачной бумаге, прикладывают к фольге и обводят специальным приспособлением, до тех пор, пока рельеф не отобразится на поверхности.
  • Процедура продолжается до получения нужного результата.

Как осуществляется гравировка

Гравировка — популярный и распространенный метод обработки изделий, предполагающий нанесение рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится специальным инструментом — резцом.

Гравировка делится на два вида:

Плоскостная гравировка означает финальную стадию декорирования предмета. Это нанесение контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.

Обронная гравировка подразумевает нанесение рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в трехмерном пространстве.

Травление кислотой или щелочью

Травление считается разновидностью гравировки. Техника данного метода состоит в покрытии металлического изделия воском, и нанесении рисунка на покрытую воском поверхность. Далее, следует помещение заготовки в кислоту или щелочь, где происходит протравливание изображения и, соответственно, потускнение остальной поверхности.

Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань — оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Изготовление филигранных изделий — исключительно ручная работа, выполняемая специальными инструментами.

Существует множество разновидностей филигранной техники, таких как:

  • напайная;
  • рельефная;
  • напайная с эмалью;
  • ажурная;
  • рельефная;
  • объемная.

Тиражирование изделий из филиграни происходит методом литья и гальванопластики. Использование штампов допускается только для воспроизведения фоновой филиграни.

Художественное эмалирование

Эмалирование — это взаимопроникновение двух различных структур — металла и стекла. В результате процесса изделие остается таким же прочным, но приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

Художественное эмалирование — недорогой и быстрый способ цветового обогащения изделия из металла. Материалом для эмалирования, чаще всего, служит медь и драгоценные металлы. Так производят вазы, бижутерию, картины.

Сама по себе эмаль — это нанесенный на металл тонкий, расплавленный слой массы, обладающей физическими свойствами стекла. Производят эмаль, подвергая термической обработке легкоплавкое стекло.

Читать еще:  Литье в гипсовые формы технология

Художественные эмали делятся на:

Эмаль производится в промышленных масштабах в виде плиток или порошка, и имеет соответствующую, цветовую маркировку. Однако, окончательный цвет изделия, определяется характером обжига и качественными показателями металла, его реакцией на эмаль при обработке.

Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает определенный набор характеристик элементов художественной обработки, таких как:

  • Матирование. Матированной считается отличная от полированной декорированная поверхность изделия.
  • Чернение. Сплав из серебра, меди, свинца и серы — чернь, накладывают на заготовку, с предварительно выгравированным рисунком. Поверхность заготовки, не подвергающаяся чернению, должна быть отполированной и не иметь дефектов.
  • Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия подвергают оксидированию химическим или электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование происходит при контакте с растворами или электролитами, в состав которых входит двухромовокислый калий. При цветном оксидировании изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую процедуру продукцию, для придания блеска, полируют мягкими щетками.

В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие — тончайшая металлическая пленка, наносимая на поверхность предметов, для увеличения их износостойкости, прочности, долговечности.

Гальваническое покрытие широко используется и в ювелирной промышленности, где материалами для него служат редкие и драгоценные металлы: золото, серебро, родий.

Технология и виды художественной обработки металлов

Художественная обработка металлов представляет собой процесс изменения формы металлов под действием давления или температур. Художественную обработку часто называют ковкой, но ковка является лишь одной из множества разновидностей обработки.

Обработка металлов была популярна еще много веков назад. Изначально с ее помощью делали украшения, затем монеты и многое другое.

Разновидности художественной обработки

Основные виды декоративной обработки металла – это:

Чеканка представляет собой создание изображения на ровной поверхности металла. Так как металл способен растягиваться, на него можно легко поместить изображение при помощи специальных приспособлений – чеканов.

Изделия, выполненные с помощью чеканов, отличаются эстетичным видом и тонкими линиями. Таким способом изготовляют монеты и многие предметы посуды.

В настоящее время чаще используется более современный метод – металлопластика. Отличие ее от чеканки в том, что она подразумевает не удары по поверхности металла, а выдавливание на нем изображения.

Второй метод художественной обработки металла – гравировка. Это не менее древний способ, ранее на бронзовые изделия методом гравюры наносили узоры и рисунки, причем такая технология появилась еще в 1 столетии нашей эры. Тогда с помощью гравюр украшали оружие, украшения, самыми распространенными узорами были изображения животных.

В настоящее время гравировка крайне редко осуществляется вручную. Существует две техники – штриховая и обронная.

Штриховая техника подразумевает нанесение малых порезок (штрихов) на поверхность металла и контурных линий. При обронной технике резьба выполняется рельефно.

Филигрань применяется для создания красивых ювелирных изделий. Суть технологии в том, что тонкие нити металлов соединяют в одну, образуя цепь. С помощью такой техники создаются серьги, кольца, диадемы, а также вазы и шкатулки.

Художественная ковка как элемент обработки металлов

Самым распространенным способом художественной обработки является ковка. Используется она в архитектуре, позволяя создавать грандиозные здания.

Также примером изделий художественной ковки могут служить кованые ворота, заборы, калитки, садовые оградки, беседки, перила и лестницы.

При выполнении художественной обработки металла используют такое же оборудование, как и при обычной ковке.

В качестве оборудования для хужожественной обработки металлов используются:

  • Горн.
  • Наковальня.
  • Ручник – элемент оснастки.
  • Кувалда – инструмент необходим в случае, когда работа ведется с крупными деталями.
  • Клещи – для держания раскаленных заготовок. Как правило, при художественной ковке используют специальные клещи, а при обычной – серийные.
  • Скругленные молотки.
  • Зубила.
  • Бородки.
  • Подбойки.
  • Обжимки.
  • Наконечники.
  • Формовальные и гвоздильные плиты.
  • Штампы, резцы и шаберы для окончательной обработки деталей позволяют выполнять тонкие работы.

Для холодной ковки необходимы также инструменты для разгонки, чеканки и рифления. В крупных мастерских устанавливают пневматические молоты.

Художественная обработка металлов редко производится вручную, только при работе с ювелирными изделиями. В любом случае для качественного проведения работ по обработке металла необходимы хорошие инструменты и аппараты.

В настоящее время на рынке можно найти огромный выбор разнообразного оборудования для горячей и холодной обработки металлов. Ведущие инженеры работают над созданием нового, более продуктивного и тонкого оборудования, которое позволит упростить и ускорить технологический процесс работы с металлом.

Современные примеры технологий и видов художественной обработки металлов на выставке

Инновационные разработки ученых и инженеров, касающиеся сферы металлообработки и металлургии, ежегодно представляются на выставке «Металлообработка». Эта выставка посвящена оборудованию и инструментам металлургии, ее проведение способствует улучшению состояния данной отрасли в России. Выставка состоится в мае следующего года в ЦВК «Экспоцентр» в Москве.

Мероприятие является самым крупным и значимым событием в металлообрабатывающей отрасли не только в России, но и во всех странах СНГ. Выставка пройдет в Москве, в ней будут принимать участие разные страны и более 1000 участников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector