Технологические карты изделий из металла
§ 22. Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов
Технология изготовления изделия из тонколистового металла включает обычно следующие операции:
- подготовительные (выбор металлических заготовок, их правка и разметка);
- обрабатывающие (резание, гибка, обработка отверстий);
- сборочные (соединение деталей изделия фальцевым швом или заклёпкой);
- отделочные (зачистка поверхностей деталей, лакирование или окрашивание).
Заготовка из тонколистового металла должна иметь припуски на обработку, так как невозможно найти заготовку, точно соответствующую размерам готовой детали. Припуски позволяют исправлять неточности операций разметки или резания детали. Однако припуски не должны быть большими, поскольку металл, идущий на припуски при обработке заготовки, превращается в отходы. Например, если изделие из жести имеет размер 150 х 190 мм, то для её изготовления следует взять заготовку размерами от 155 х 195 до 158 х 198 мм (рис. 101), т. е. припуск должен составлять 5. 8 мм.
Рис. 101. Изготовление коробки для мелких деталей: а — чертёж; 6 — технологический процесс (1—9)
При изготовлении изделия из проволоки (рис. 102) сначала выбирают и размечают заготовки деталей, из которых оно состоит. Затем заготовки разрезают и гнут в соответствии с чертежом. Полученные детали зачищают, соединяют друг с другом в готовое изделие, которое затем лакируют или окрашивают.
Рис. 102. Изготовление отвёртки: а — чертёж; б — технологический процесс (1-7)
Если нужно изготовить изделие из листовой пластмассы (рис. 103), то заготовку сначала размечают, затем обрабатывают отверстия внутренних контуров. После этого вырезают наружные контуры, зачищают поверхности и при необходимости их окрашивают.
Рис. 103. Изготовление номерка на дверь квартиры (заготовка — шняявавш оргстекло): а — общий вид (номер и места расположения крепёжных отверстий назначает ученик); б — технологический процесс (1—8)
На рисунках 101-103 показаны технологические процессы изготовления трёх изделий: коробки для мелких деталей (из тонколистового металла), отвёртки (из проволоки) и номерка на дверь квартиры (из листовой пластмассы — оргстекла).
В школьных мастерских при изготовлении детали из металла или искусственного материала учащиеся работают обычно , по технологической карте (имеющей вид таблицы), в которой излагается технологический процесс изготовления детали.
На предприятиях технологические процессы изготовления деталей из металла и искусственных материалов разрабатывают технологи.
Практическая работа № 20
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов
- Прочитай выданный учителем чертёж детали из тонколистового металла, проволоки, пластмассы или чертёж детали из своего творческого проекта.
- Запиши в рабочую тетрадь технологическую последовательность изготовления данной детали (см. рис. 101-103). Сравни свои записи.
- Определи, какие инструменты понадобятся для изготовления данной детали, и запиши их названия в рабочую тетрадь.
Найди в Интернете пример технологического процесса изготовления других деталей из тонколистового металла и проволоки.
Технологические карты изготовления изделий
материал по теме
Технологические карты предназначены для изготовления изделий из металла: «Изготовление розы», «Изготовление кронштейна»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инструменты и приспособления
Время на операцию
Разметить заготовку кронштейна по чертежу
Чертилка, линейка, циркуль
Вырезать и вырубить заготовку кронштейна по контуру
Ножовка, зубило, молоток, крейцмейсель, слесарные тиски
Опилить заготовку кронштейна по контуру
Проверить размеры заготовки кронштейна
Разметить центры отверстий, накернить
Чертилка, линейка, штангенциркуль, кернер, молоток
Сверлить отверстия диаметром 6 мм
Вертикально-сверлильный станок, набор сверл, плоскогубцы
Предварительный просмотр:
Инструкционные указания и пояснения
Подготовить заготовку к разметке. Разметить три квадрата размером 110*110 мм.
2.Разметка нижней части бутона розы
Подготовить заготовку к разметке. Разметить бутон розы используя шаблон.
Линейка, чертилка, шаблон нижней части бутона
3. Разметка листьев
Подготовить заготовку к разметке. Разметить шесть листьев используя шаблон.
Линейка, чертилка, шаблон листа
Выполнить рубку заготовок по размеченным линиям.
Зубило, молоток, слесарные тиски
Выполнить опиливание заготовок по контуру.
Набор напильников, слесарные тиски
Накернить центры на заготовках квадратов.
5. Разметка квадратов
Выполнить разметку квадратов согласно рисунка.
Линейка, разметочный циркуль
Выполнить рубку квадратов по размеченным линиям.
Выполнить опиливание квадратов по контуру.
Набор напильников, слесарные тиски
8.Разметка линий резания
Выполнить разметку линий резания по рисунку, с отступом от центра квадрата 20 мм в каждую сторону.
Выполнить разметку проволоки Ø6,5 мм на заготовку длиной 45 мм.
Линейка, чертилка, маркер для разметки
Выполнить резку квадратов по линиям резания.
Ножовка, ножницы по металлу, слесарные тиски
10. Резка проволоки
Выполнить резку проволоки Ø6,5 мм на заготовку длиной 45 мм.
Ножовка, слесарные тиски
11.Декоративная обработка заготовок
Придать фактуру заготовкам бутона и проволоки отбивая их на плоскости носком молотка.
Расклепать один конец проволоки молотком.
Молоток, слесарные тиски
Просверлить отверстия Ø7,0 мм в заготовках бутона розы.
Сверлильный станок, набор сверл
Выполнить гибку заготовок бутона розы и листьев по образцу.
Плоскогубцы, молоток, зубило, слесарные тиски
Выполнить сборку всех элементов розы и соединить с помощью сварки.
Выполнить покраску готового изделия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта изготовления набора из шпона в шашку.
Машиностроение является основной отраслью современного производства. Любое производство связанно с технологическим процессом. Задача дальнейшего наращивания объемов производства без привлечения д.
Технологические карты узлов швейных изделий используются на практических занятиях, на уроках учебной практики и содержат рисунки узлов, алгоритм выполнения операций, технические условия выполнения опе.
Технологическая карта обработки вехнего среза накладного кармана.
Технологическая карта обработки вехнего среза накладного кармана.
Технологическая карта изготовления прорезного кармана с двумя обтачками: рисунки узлов, порядок работы, техника выполнения операций. Используется как методическое пособие на уроках теории и учебной пр.
В технологических картах представлены способы обработки наволочки, простыни и пододеяльника.
Технологическая карта и конспект урока технологии на тему «Отделка изделий из металла» (6 класс)
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Технологическая карта изучения темы: Отделка изделий из металла и пластмассы.
Вид урока : комбинированный.
Цель педагога : дать представление о способах и видах отделки изделий из сортового проката и пластмассы, правилами нанесения на поверхность краски, эмали и лака; формирование умений и навыков самостоятельной отделки изделий из металла на примере народного промысла и ремесла изготовления жостовских подносов.
Цель учащихся: узнать или подробнее познакомиться с отделкой изделий из металла и пластмассы; с истематизировать и закрепить знания о технологическом процессе и документации на конкретном примере изготовления жостовского подноса. формирование умений осуществлять контроль и оценку качества изделий, выявлять и устранять дефекты отделки; развивать аккуратность, внимательность, точность исполнения .
Основное содержание темы, термины и понятия:
Отделка, декоративное и антикоррозионное покрытие, воронение, лудильщик, гальваник, металлизатор,народный промысел, ремесло, жостовский поднос, технологическая карта.
общее представление об отделке изделий из металла и пластмасс, правилах безопасной работы;
приобретение опыта работы в группах над творческим проектным заданием, приобретение навыков самостоятельной отделки готовых изделий из металла и пластмассы, формирование эстетического вкуса.
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Познавательные УУД: общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умения структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации; логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск решения проблем творческого характера;
Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищение результата и уровня усвоения, воспитание волевой саморегуляции.
Коммуникативные УУД: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать.
Зрительный ряд: презентация PowerPoint по теме урока, учебник (§22), рабочая тетрадь,
визуальные м атериалы (плакаты, слайды, видеофрагменты), чертежи деталей, технологические карты, готовые детали и изделия из металла (отражающие основные этапы создания металлического подноса).
Литература: индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко, — М. , : вентана- Граф, 2013, — 192 с. : ил.; индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко, — М. , : вентана- Граф, 2014, — 192 с.
Видеоряд: фрагмент фильма Народные промыслы России «Жостовский букет».
Материалы: заготовки мягкого листового металла (аллюминий), черная эмаль в баллончике, растворитель, раздаточный материал (карточки с заданием и общий алгоритм составления технологической карты ).
Инструменты : верстак, напильники, шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, масляные краски, эмали, лаки, кисти, резиновые перчатки, простые карандаши, чертежные инструменты, маркерные доски.
Формы и методы работы:
история, литература, русский язык.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы : целеполагание; вопросительные слова; проблемная ситуация; самостоятельная практическая работа по алгоритму; работа с технологическими картами, самоанализ; самооценивание; эвристическая беседа; рассказ; рефлексия.
I этап. Мотивация к деятельности (7 мин.)
Цель: погружение в тему урока, формулирование совместно с учащимися цели и задач урока.
Формулирование наводящих вопросов по теме урока ;
Объяснение правил методики-игры «вопросительные слова»
Ответы на вопросы
Формулирование темы урока;
Формулирование цели и задач урока (вопросительные слова)
II этап. Учебно-познавательная деятельность (10 мин.)
Цель: познакомиться с теоретическими знаниями об отделке изделий из металла и пластмасс, правилах безопасной работы.
Фронтальная работа с классом; демонстрация слайдов; эвристическая беседа с учащимися; просмотр видеосюжета;
Обсуждение и объяснение правил составления и заполнения «Технологической документации».
Включение в эвристическую беседу,
ответы на вопросы учителя; визуализация;
повторение и систематизация полученных знаний.
Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (20 мин.)
Цель: выполнить практическую работу по изготовлению жостовского подноса.
Создание проблемной ситуации. Разделение на 2 равнозначные по силам команды – бригады.
Выдача и объяснение технического (проектного) задания
Совместный анализ алгоритма выполнения практического задания.
Инструктаж по выполнению практического задания:
Поиск вариантов решения проблемной ситуации.
Обсуждение алгоритма и выполнение задания;
Выполнение практического задания.
Заполнение технологической документации, дифференцированная работа в группах с элементом соревнования.
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия (8 мин.)
Цель: выполнить рефлексию, проанализировать и оценить деятельность учащихся.
Формы контроля; контрольное задание:
Оценка результатов деятельности:
Самооценивание; проверка и анализ выполнения практического задания; заполнение технологической документации. Представление защита коллективного проекта.
Коллективная работа в двух производственных бригадах с дифференцированным заданием.
Проверка пакетов технологической документации на изготовление и отделку жостовского подноса.
П. 22 читать, отвечать на вопросы, подготовить сообщение на тему «Современные отделочные материалы и технологии нанесения декоративных и защитных покрытий».
Цаплин Андрей Олегович – учитель изобразительного искусства и технологии.
Приложение № 1 – эскиз – макет образа изделия, объемное изображение с нанесением теней (выполняет дизайнер).
Урок «Составление технологической карты изготовления табуретки»
Разделы: Технология
Педагогическое обоснование урока:
На данном уроке учащиеся начинают новый творческий проект, который предполагает выполнения самостоятельных последовательных действий учащихся в осуществлении определенного замысла. Поскольку любая творческая работа – это определенная последовательность действий в осуществлении определенного замысла, то для этого необходима правильная последовательность действий. Научить учащихся овладеть этими методами исследования – одна из важнейших задач всей образовательной области, в том числе данного урока.
Время урока: 90 минут
Цели урока:
- научить учащихся самостоятельно планировать деятельность на основе полученных знаний и выработанных умений,
- раскрыть сущность процесса изготовления табуретки с точки зрения технологического процесса;
- реализация полученных знаний по изготовлению технологической карты по при решении новой задачи;
- развить трудовые навыки и умения учащихся составлять технологическую карты
- развивать воображение, творческий подход к выполнению работы
- развивать умение разбивать задачу на подзадачи;
- воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданиям;
- воспитывать бережное отношение к оборудованию и инструментам
Инструменты и оборудование:
- верстак,
- линейка,
- циркуль,
- альбомный лист,
- карандаш
Наглядные пособия:
- технологическая карта,
- готовые изделия (табуретки разных конструкций),
- заготовки деталей.
Форма обучения:
Краткий план урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Объяснение новой темы.
IV. Практическая часть урока.
V. Анализ работы учащихся, подведение итогов
VI. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка списочного состава учащихся, сообщение о теме, целях и содержании урока
Проверка готовности учащихся к уроку (состояние рабочих мест, наличие тетради, ручки)
Определяет тему урока, мотивирует на конечный результат
II. Актуализация знаний
- Что такое технологический процесс? (Технологический процесс – это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделия. Технологический процесс осуществляется при помощи различного технологического оборудования: станков, приспособлений, инструментов).
- Что такое технологическая карта? (Технологической картой называется документ, в котором записан весь процесс обработки деталей изделия с указанием технологических операций)
III. Объяснение нового материала
С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изготовлению табуретки.
Демонстрация готовых изделий (табуреток)
А какую из табуреток Вы хотите изготовить?
Когда замысел определен, учащиеся переходят к следующему, самому ответственному этапу в творческой деятельности – воплощению замысла в эскизах.
IV. Практическая часть урока
Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению табуретки
Последовательность операций
Графическое изображение
Инструменты, приспособления
Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку