Обработка металла 5 класс технология
§ 20. Рабочее место для ручной обработки металлов
Как ты уже знаешь, детали из древесины удобно обрабатывать на столярном верстаке. Для обработки заготовок из металла также необходимо организовать подобное рабочее место.
Ручную обработку металлов называют слесарной. Рабочим местом для ручной обработки металлов в школьной мастерской является слесарный верстак (рис. 92).
Рис. 92. Слесарный верстак: 1 — основание; 2 — ящики для инструментов; 3 — тиски; 4 — крышка; 5 — защитная сетка
Он состоит из основания 1, крышки 4, на которой закреплены слесарные тиски 3. Верстак имеет ящики для инструментов 2 и защитную сетку 5. Иногда слесарные работы выполняют на универсальном верстаке, который одновременно является и слесарным, и столярным (рис. 93).
Рис. 93. Универсальный верстак: 1 — основание; 2 — сиденье; 3 — крышка; 4 — тиски; 5 — защитная сетка; 6 — подставка для технической документации
Перед началом работы следует проверить, соответствует ли слесарный верстак твоему росту. Для этого нужно встать рядом с верстаком, опустив руки вниз, согнуть одну руку в локте под прямым углом и положить ладонь на верхнюю часть тисков. Если при этом рука не сгибается и не вытягивается, значит, высота верстака соответствует твоему росту (см. рис. 16). В противном случае нужно обратиться к учителю, и он отрегулирует высоту универсального верстака под рост ученика с помощью специального устройства, расположенного под крышкой.
Для того чтобы обработать заготовку из металла, её закрепляют в слесарных тисках (рис. 94). Опорную плиту 1 тисков крепят к крышке верстака. Вращая ходовой винт 2 с помощью рукоятки 3 по часовой стрелке, сближают подвижную губку 6 с неподвижной 4 и таким образом сжимают заготовку. Для надёжного закрепления заготовки на поверхности зажимных планок 5 нанесена крестообразная насечка.
Рис. 94. Слесарные тиски: 1 — плита опорная; 2 — винт ходовой; 3 — рукоятка зажимная; 4 — неподвижная губка; 5 — зажимные планки с насечкой; 6 — подвижная губка; 7 — рукоятка фиксирующая
При необходимости верхняя часть тисков может быть по^ вёрнута на некоторый угол по отношению к опорной плите и закреплена в этом положении фиксирующей рукояткой 7.
Чтобы не повредить поверхность зажимаемой заготовки из мягкого металла, на губки надевают уголки (нагубники) из меди или алюминия (см. рис. 95).
Рис. 95. Крепление заготовки из мягкого металла в тисках: 1 — нагубники; 2 — заготовка
Основные инструменты для ручной обработки тонколистового металла и проволоки показаны на рисунке 96.
Рис. 96. Инструменты для ручной обработки тонколистового металла и проволоки: а — зубило; б — слесарный молоток; в — киянка; г — ножовка; д — ножницы по металлу; в — напильник
Правила безопасной работы
- На верстаке размещать только те инструменты, которые необходимы для данного вида работы.
- Не повреждать крышку слесарного верстака режущими инструментами.
- При закреплении заготовки в тисках запрещается ударять по рукоятке тисков молотком.
- По окончании работы металлическую стружку с крышки верстака и тисков удалять только специальной щёткой.
Знакомимся с профессиями
Слесарь — это специалист по ручной обработке металла. Он хорошо разбирается в свойствах металлов, выполняет разметку, резку, гибку, сверление, сварку, зачистку, соединение металлических заготовок. Слесарь умеет затачивать и подготавливать к работе слесарные металлорежущие инструменты.
Практическая работа № 18
Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков
- Ознакомься с устройством слесарного (универсального) верстака, имеющегося в школьной учебной мастерской. Найди основание, крышку, защитную сетку, тиски.
- Изучи устройство слесарных тисков и заполни таблицу в рабочей тетради.
- Определи, соответствует ли верстак твоему росту.
- Потренируйся закреплять металлические заготовки из тонколистового металла и проволоки в тисках. При освобождении зажатой в тисках заготовки придерживай её рукой, чтобы она не упала.
Новые слова и понятия
Слесарная обработка, слесарный верстак, слесарные тиски, слесарь.
Обработка металла 5 класс технология
Автор: Виктор Тимофеевич Бабич
Организация: МБОУ «Ойская средняя школа»
Населенный пункт: п. Ойский Ермаковского района
Дата проведения: 18 февраля 2020 года
Продолжительность урока – 90 минут (сдвоенные урока по 45 минут)
Тип урока: Урок развития умений.
Технология урока: Способ диалектического обучения
Цель урока:
научить выполнять чертеж развертки изделия и вырезать основу изделия коробочка из тонколистового металла:
— развивать умения понимать информацию, преобразовывать информацию из одного вида в другой;
— выполнять чертеж изделия, применяя чертежные инструменты и правила оформления чертежа;
— правильно использовать инструменты для разметки заготовки на металле и для вырезания её из металла.
Планируемые результаты:
Предметные:
— читать технические чертежи;
— выполнять в масштабе и правильно оформлять чертеж разрабатываемого объекта;
• осуществлять технологические процессы создания материальных объектов.
Метапредметные:
— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной ой задачи на основе заданных алгоритмов;
— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности, оценивание правильности выполнения учебной задачи;
— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;
— осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации;
— информационное моделирование объектов
— развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
— формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
— проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
— развитие эстетического сознания;
— воспитание трудолюбия, волевых качеств;
— формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
— развитие воли и умения доводить начатую работу до конца.
Метод проведения: парный, индивидуальный, фронтальный.
Место проведения: кабинет технологии.
Инвентарь: бумага, линейки, карандаши, листовая жест, ножницы по металлу, тиски, чертилки, наждачная бумага.
Наглядный материал: заявка на оценку, лист достижений, лист индивидуального труда, плакат с образцом чертежа развертки изделия, интерактивная презентация к уроку.
Заявка на оценку:
«5» — 36 и более баллов
«4» — 28 – 35 баллов
«3» — 20 – 27 баллов
Дополнительные баллы:
Выступление от группы 2 балла,
Участие в планировании работы – 1 балл,
Дисциплина 1 балл,
Работа в паре 1 балл
Уборка рабочего места 2 балла
Этап урока
Этап мотивации (самоопределения) — 3 мин
Этап актуализации – 10 мин.
Этап локализации индивидуальных затруднений и выхода из них – 12 мин.
Этап планирования достижения цели, построения проекта деятельности – 5 мин
Этап реализации построенного проекта – 35 мин
Этап контроля реализации проекта, локализации индивидуальных затруднений и выхода из них – 5 мин
Этап практической реализации проекта – 15 мин
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности — 5 мин
Урок технологии 5 кл. обработка металла
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Разработка плана — урока по технологии в 5 кл. по разделу (обработка металла) с презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Приемы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки.
Цели: познакомить обучающихся с процессом резания тонколистового металла и проволоки ножницами и кусачками; сформировать умения резания тонколистового металла и проволоки; воспитывать у обучающихся аккуратность и точность в работе, организованность, внимательность.
Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного учебного материала).
Метод обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, показ учителем приемов резания, показ слайдов технологии резания тонколистового металла ножницами и кусачками, практическая работа.
Наглядные пособия: плакат из комплекта кабинета «Резка тонколистового металла и проволоки», образцы заготовок тонколистового металла и проволоки.
Инструменты и оборудование: слесарный верстак, чертилка, правильная плита, киянка, ручные ножницы, кусачки, компьютер.
Объект труда: крючок для вешалки.
- Организационно-подготовительная часть
- Приветствие учителя, контроль посещаемости.
- Проверка готовности обучающихся к уроку.
- Теоретическая часть
- Реши анаграммы: 1. напильник, рашпиль, лобзик, металлы, проволока, разметка, правка, кузнец, резчик, машина. (приложение 1)
- Реши тест: «Разметка тонколистового металла и проволоки» ответы: 1-в; 2-а; 3-г; 4-а; 5-б (приложение 2)
- Повторение пройденного материала . Вопросы по слайдам:
- Сообщение цели и темы урока.
Для того чтобы получить изделие из тонколистового металла и проволоки, необходимо разрезать или отделить полностью какую-либо часть металла. При этом используют различные ручные и механические слесарные инструменты. Операция по разделению заготовки на части с использованием режущего инструмента называется резка. Сегодня мы с вами познакомимся с технологией разделения заготовок из металла и проволоки. Тема урока « Приемы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки ».
Что представляет собой технологическая операция резание.
Отрезание (отрезка) – процесс полного отделения одной части материала от целого (прутка, бруска, уголка, пластины и т. д.) с помощью режущего инструмента на металлорежущих станках или при помощи ручных слесарных инструментов.
Разрезание (разрезка) – процесс полного разделения целого (прутка, бруска, уголка и т. д.) на равные или неравные части с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.
Прорезание (прорезка) – процесс образования одного или несколько мерных узких пазов (прорезей, шлицев) в заготовке с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.
Тонколистовой металл разрезают слесарными ножницам. В зависимости от формы лезвия (ножей) ножницы бывают прямые и кривые. (образец)
Слесарные ножницы с прямыми ножами предназначены резания заготовок по прямым и кривым линиям небольшой кривизны, а кривые для вырезания заготовок фасонных отверстий.
При резании лезвия ножниц направляют точно по риске разметки. При сжатии ручек ножниц сводить лезвия до конца не следует, так как это приводит к разрыву металла в конце разреза. При вырезании круглых заготовок резать металл целесообразнее против часовой стрелки, для чего заготовку следует поворачивать по часовой стрелке.
Если требуется разрезать на полосы лист, можно воспользоваться теми же ручными ножницами, но одну из рукояток необходимо зажать в тисках, а на другую надавливать рукой сверху.
Сталь толщиной свыше 0,7 мм обычными ножницами разрезать не удается. В этих случаях применяют ручные силовые или рычажные ножницы
Для резания проволоки используют инструмент кусачки. От ножниц кусачки отличаются тем, что плоскость режущихся кромок размещена и при резании движется навстречу друг другу параллельно оси вращения рычагов.
Как проволоку, так и листовой металл после резания часто приходится править. За тем место реза опиливают, притупляют острые кромки и концы, сравнивают размеры заготовки с чертежными размерами с помощью линейки и угольника.
На заводах для резания листового проката и прутков большого диаметра используют механические ножницы. Они бывают гильотинного. типа или дисковые. Процесс резания гильотинными ножницами такой же, как и при резании ручными ножницами. При резании металла с использованием дисковых ножниц процесс резания осуществляется за счет острых кромок вращающихся дисков.
На заводах резку тонколистового металла и проволоки выполняют резчики металла. Рабочие этой профессии хорошо разбираются в устройствах режущих инструментов, выполняют разметку заготовок по чертежам, хорошо знают свойства различных металлов и сплавов.
Новые слова : слесарные ножницы, кусачки, гильотинные ножницы, дисковые ножницы.
Практическая работа «Резание тонколистового металла ручными ножницами».
- Организация рабочего места.
Обучающиеся выполняют практическую работу на закрепленных рабочих местах. Для выполнения работы понадобятся: слесарный верстак, тиски, слесарные ножницы, киянки, чертилки, заготовки.
- Ознакомьтесь с технологической картой изделия «Крючок для вешалки»
- Выполните резку заготовок из тонколистового металла, согласно технологической карте изделия.
Правила техники безопасности:
- Обязательно надевай рукавицу на руку, удерживающую заготовку.
- Слесарные ножницы надежно закрепляй в губках тисков.
- Не держи левую руку близко к ножницам и кусачкам, чтобы пальцы не попали под лезвие.
- Подавай ножницы и кусачки товарищу ручками от себя, а клади на крышку верстака ручками к себе.
- Если кусачками отрезаются небольшой кусок проволоки, откусываемую часть направляй в сторону защитной сетки верстака.
Самостоятельное выполнение обучающимися задания. Текущие наблюдения , контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
- Ножницы раскрыты на максимально возможный угол и не режут, а выталкивают. (Затуплены ножи).
- Ножницы мнут металл. (Большой зазор между ножами ножниц).
- Линия реза получается рваной. (Не контролируется линия реза).
- Итоговая часть
- Установка на следующий урок.
На следующем уроке продолжим знакомство с технологией обработки проволоки и тонколистового металла. Познакомимся с новой технологической операцией сгибание тонколистового металла и проволоки.
- Домашнее задание:
- повторить пройденный материал;
- Прочитать параграф в учебнике ( с. 107-109)
- Подготовить сообщение на тему «Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки»
3. Уборка рабочих мест.
- Анипьлинк, арпшлиь, болкиз,ематллы, вропколао, зартеакм, вапрка, укнзце, ерчзки, шамани.
Тест «Разметка тонколистового металла и проволоки»
- Какие из перечисленных инструментов применяются при разметке заготовок из металла?
а) столярный угольник;
в) разметочный циркуль;
- как называется линия, нанесенная на поверхность заготовки при разметке?
- Какой инструмент представляет собой остро заточенный металлический стержень для нанесения рисок?
в) разметочный циркуль;
- Для чего применяют кернер?
а) для нанесения точки при разметке;
б) проведение линии разметки;
в) проверки прямых углов;
г) нанесение дуг окружности.
- При разметке большого количества одинаковых деталей применяют:
Презентация к уроку технологии 5 класс по теме технология обработки металла
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок технологии 5 класс Учитель Мешков С.А. 28.11.2017 г.
Тип урока: урок усвоения новых знаний Цели: — познакомить учащихся с приёмами правки, разметки, резания и гибки тонколистового металла; — обучать навыкам работы с металлами; — развивать творческое мышление.
Как называется инструмент изображенный на картинке?
Как называется инструмент изображенный на картинке? ЧЕРТИЛКА
Какие еще инструменты используются при разметке тонколистового металла?
Для какой цели применяют шаблоны?
Правка металлического листа и проволоки Правкой называют выравнивание металлического листа или проволоки
Правка металлического листа и проволоки
Резание тонколистового металла и проволоки
Рычажные ножницы Механические промышленные ножницы
Обязательно надевай рукавицу на руку, удерживающую заготовку. При необходимости слесарные ножницы надежно закрепляй в губках тисков. Не держи левую руку близко к ножницам , чтобы пальцы не попали под лезвие. Подавай ножницы товарищу ручками от себя, а клади на крышку верстака ручками к себе.
А теперь прошу вас встать.
Дружно руки вверх поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз, так постоять.
Наклониться вправо, влево.
И берёмся мы за дело.
Обязательно надевай рукавицу на руку, удерживающую заготовку. При необходимости слесарные ножницы надежно закрепляй в губках тисков. Не держи левую руку близко к ножницам , чтобы пальцы не попали под лезвие. Подавай ножницы товарищу ручками от себя, а клади на крышку верстака ручками к себе.
Что вы узнали сегодня нового? Чему вы научились на уроке? Довольны ли вы своей работой? Что вам понравилось на уроке больше всего? За что бы вы себя похвалили?
Выберите книгу со скидкой:
ЕГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 163.00 руб.
350 руб. 171.00 руб.
ЕГЭ-2019. География. Теория и практика
350 руб. 213.00 руб.
ОГЭ. География. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену
350 руб. 197.00 руб.
География. 10-11 классы. Атлас. (Традиционный комплект) (РГО)
350 руб. 106.00 руб.
География. 7 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)
350 руб. 106.00 руб.
География. 5 класс. Атлас. (Традиционный комплект).
350 руб. 106.00 руб.
География. 10-11 классы. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)
350 руб. 59.00 руб.
География. 6 класс. Атлас. (Традиционный комплект)(РГО)
350 руб. 106.00 руб.
География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс. Атлас
350 руб. 184.00 руб.
География. 9 класс. Контурные карты. (Традиционный комплект) (РГО)
350 руб. 59.00 руб.
География. Начальный курс географии. 6класс. Контурные карты
350 руб. 101.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Презентация для проведения урока по теме технология ручной обработки металла. Рассмотрены вопросы разметки, правки, резки металла, присутствует своеобразная физкультминутка. Рекомендую к использованию на обобщающих занятиях по предмету технология раздел обработка металлов и искусственных материалов в 5 классе
- Мешков Сергей Александрович
- Написать
- 957
- 19.01.2018
Номер материала: ДБ-1061344
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- 18.01.2018
- 320
- 18.01.2018
- 386
- 18.01.2018
- 317
- 17.01.2018
- 344
- 17.01.2018
- 569
- 16.01.2018
- 2080
- 15.01.2018
- 256
- 15.01.2018
- 251
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.