Milling-master.ru

В помощь хозяину
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рама литейщика сканворд

Старинные русские профессии и ремесла (11 фото)

Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, – это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры – они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.

Ямщики и извозчики

Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.

Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

В те далекие времена гончарное ремесло целиком было в умелых женских руках. Особой красотой и изысканностью эти миски не отличались, но зато были сделаны своими руками, у каждой хозяйки своя мисочка. Каждая мастерица приправляла свою работу индивидуальным стилем и какой-нибудь причудой, будь то простой речной песок, красивые камешки, а кто побогаче — украшал поделку и мелким жемчугом. Кроме мисок для домашнего обихода мастерицы изготавливали игрушки для своих малышей, и даже глиняные бусы.

Чтобы помочь производителям этого воздушного лакомства, девушки подбирались очень крепкие и выносливые. Двум работницам приходилось двое суток непрерывно взбивать однородную массу из кислой антоновки. После чего крестьянки раскладывали пасту ровным слоем, чтобы та подсохла и ждали несколько суток пока яблочное пюре застынет, тогда нарезали это лакомство полосками. Это был достаточно тяжкий труд. Пастилу очень любил Лев Николаевич Толстой, его супруга даже придумала свой особенный рецепт,который пользовался большим успехом у близких и гостей дома, рецепт имел свое название — «Пастила Толстых».

Читать еще:  Трухов технология литейного производства

Нередко в русском низшем фольклоре упоминается о всевозможной нечисти, которая путала конские гривы и пряжу. Издревле известны различные узлы, несущее как плохое, так и хорошее. Оказывается, были и женщины,большие мастерицы по этой части хитросплетений. Плелись ими обереги-лестнички, чтобы уберечь человека от худого, другие плетения могли приворожить или даже погубить напрочь. В шелковые или шерстяные веревки вплетались разные необычные предметы: кости,иглы, даже крылья летучих мышей. Такая магия считалась очень сильной и опасной для человека.

Такие женщины принимали в семьях новорожденных малышей, и после этого повитухе должно было оказывать почет и уважение всю жизнь. Иное поведение в народе это считалось грехом.Особенно хороших повитух в гроб клали в варежках, из одного уважения к их умелым и волшебным рукам. Мужчин в то время не подпускали к роженицам, поэтому повитухи весь процесс брали в свои руки. Они знали огромное количество древних молитв и заговоров, чтобы уберечь мать и новорожденного ребенка. Повитуха оставалась у молодой матери на сорок дней, помогала купать, лечить малыша, а главное вить. В старину пеленание называлось витьем! Вот такие существовали ремесла на Руси, для нас это интересные факты, а в то время эти ремесла конечно же были востребованными, и являлись важной частью жизни этих людей.

ЛИТЕЙЩИКИ И КУЗНЕЦЫ

По следам древних культур. Древняя Русь

Уровень развития производительных сил того времени наиболее ярю характеризуется состоянием литейно-кузнечного ремесла. Среди других ремесел городища Камно оно занимало ведущее место.

При раскопках найдены предметы литейного производства: метал

Костяной гребень (середина 1 тысячелетия н. э.)

лический шлак, куски болотной руды, тигли, льяч-ки, каменные литейные формочки.

Тигли представляют собой глиняные сосудики цилиндрической формы высотой 4—5 сантиметров, диаметром 3—3,5 сантиметра, с круглым дном и треугольной, несколько суженной по сравнению со стенками горловиной. Такая форма горловины удобна при выливании из тигля расплавленного металла. Четырнадцать тиглей, целых и в обломках, найдены на городище. Имеются тигельки и меньших размеров, высотой 3,5 сантиметра, диаметром 2,5 сантиметра, с круглой горловиной. Внешние стенки тигельков сильно отлакированы; внутри их заметны следы металла.

В тиглях плавили мелкие кусочки уже готового металла, предназначенного для отливки в каменных литейных формочках украшений.

Льячками называются маленькие глиняные ковшики с овальноудлиненной горловиной и ручкой, в которой имеется отверстие для насаживания льячки на палку или стержень.

Расплавленный в тиглях металл выливался в льячки, а из них разливался в формочки. На городище найдено семнадцать льячек разного размера. Наиболее крупные из них имеют длину (ковшик и ручка) 7 —

7,5 сантиметра, размеры ковшика 6X3 сантиметра. Маленькие льячки имеют 3,5—4 сантиметра в длину, размер ковшика 2,5X1,5 сантиметра. В ковшиках некоторых льячек заметны следы металла. Но вместе с тем имеются льячки, которые еще не были в употреблении. Это дает основание предполагать, что льячки изготовлялись на месте, тем более, что сделать их было не так-то трудно. Они изготовлялись примерно таким же способом, как и глиняная посуда.

Каменные литейные формочки также изготовлялись на месте. В раскопках найдено их сорок четыре штуки. Найдено много заготовок для изготовления формочек. Формочки делались из небольших известняковых или песчаниковых плиток. Две формочки были сделаны из глины.

Для изготовления литейной формочки бралась каменная плитка размером приблизительно 8—10 сантиметров в длину, 7 — 8 сантиметров в ширину и 1,5—2 сантиметра в толщину. Она хорошо отшлифовывалась со всех сторон. После этого, обычно в центре плитки, вырезались все очертания отливаемого предмета. С одного края плитки к нему подводилось конусообразное углубление (литок). В обе стороны от формы предмета отходили небольшие каналы для отвода воздуха при заполнении формы металлом. Так выглядит одна половинка литейной формочки. При соединении двух таких половинок они нередко скреплялись.

Все найденные формочки предназначались для отливки мелких украшений или их деталей в виде шариков, петель, круглых, четырехугольных, крестовидных, звездчатых бляшек и маленьких трапециевидных

Льячки и тигелек

Каменные литейные формочки (середина 1 тысячелетия н. э.)

подвесок. В первой половине и середине I тысячелетия н. э. мелкие украшения были очень модны у населения. Большинство каменных литейных формочек найдено в культурном слое середины I тысячелетия н. э.

Каменные литейные формочки вырабатывались на городище Камно мастерами-специалистами, которые помечали свою продукцию особым клеймом — маленькой резной трапециевидной фигурой с кольцом на вершине. Можно уверенно говорить о том, что формочки, изготовленные на городище Камно, употреблялись для отливки предметов не только здесь, на городище, но расходились и по окрестным поселениям. Доказательством этого служат, во-первых, массовые находки таких формочек на городище, во-вторых, наличие ремесленных знаков на них.

В развитии кузнечного ремесла на городище намечаются два этапа. Находки шлаков, руды, железных ножей, серпов, кос, железных наконечников стрел и других предметов, часть которых обнаружена в нижних пластах культурного слоя, говорят о том, что железо прочно вошло в быт населения городища еще в первые века его существования. Развитие этой отрасли ремесла привело к тому, что уже во второй половине I тысячелетия н. э. кузнечное ремесло на городище определенно принимает городской характер. Железо стало выплавляться, или, как говорят, вариться в сыродутных горнах. Такие горны и были отрыты при раскопках городища. Около них найдены куски металлического шлака. Крупный кусок шлака, около 2 килограммов, найден на основании одного горна. Это свидетельствует о сравнительно больших плавках металла.

Варка железа в сыродутных горнах создавала большие возможности для развития кузнечного ремесла. Вполне возможно, что выплавляемое из местных болотных руд железо использовалось не только на самом городище, но и в окрестных селищах. Одновременно с появлением сыродутных горнов резко меняются состав и количество изделий из железа по сравнению с более ранним периодом существования городища. В первом и втором пластах культурного слоя найдены железные нржи, рыболовные крючки, тесло, боевой топор, кованые гвозди со шляпками, дужки от ведер и другие предметы.

Читать еще:  Технология литья полиуретана и литьевые формы

Мы рассмотрели отдельные отрасли ремесленного производства на городище Камно в I тысячелетии н. э. и могли убедиться в том, что степень развития ремесел на этом поселении была довольно высокой. Это характеризует общий уровень развития производительных сил и в частности земледелия, как главной отрасли хозяйства, которое уже давало не только основной, но и прибавочный продукт для содержания населения, занятого неземледельческим трудом — ремеслом.

Ремесла на городище Камно, особенно в последние века его существования, имеют ярко выраженный городской характер. Здесь начали вырабатывать и глиняную посуду на гончарном круге. Ремесленники-гончары ставили свои клейма на днищах сосудов. Так мы видим все предпосылки для превращения ремесленного поселка, расположенного в городище Камно, в город.

Псковский кремль (Псковское городище)

Жертвенник (VIII—IX века)

Но этого не произошло. В XII веке городище как поселение прекратило свое существование. Причиной этого можно считать невыгодное гео графическое положение городища — удаленность от крупной водной магистрали — реки Великой и быстрый рост соседнего города Пскова.

При раскопках городища Камно были найдены рисунки на каменных плитках. Эти уникальные находки сразу меняют прежние представления о культурном уровне северных групп восточного славянства.

Найдено несколько плиток. Одна из них, размером 6Х5,5Х1>2 сантиметра, имеет отшлифованную с двух сторон поверхность. Боковые стороны ее не обработаны. Вероятно, эта плитка предназначалась для изготовления каменной литейной формочки, но художник использовал ее в своих целях.

На одной стороне плитки имеются три резных изображения: 1) знак в виде двух концентрических кругов с расходящимися мелкими лучами и четырехконечным крестом, вписанным в круги, перекрестие обозначено небольшим углублением; 2) изображение паруса;

3) изображение четырехугольной фигуры, заштрихованной резными линиями в разных направлениях. На другой стороне плитки изображены резными линиями две маленькие трапециевидные подвески, соединенные одним кольцом, и знак в виде маленького стержня с завернутыми в разные стороны концами.

На другой плитке имеется резное изображение лошади с всадником. Рисунок отличается большой реалистичностью.

На третьей плитке изображено перевесье и два женских родовых знака, связанных с магией плодородия.

Рисунки на. каменных плитках из городища Камне

14 Древняя Русь

На четвертой плитке имеется резное изображение гуся или лебедя.

Наконец, на одной каменной литейной формочке, предназначенной для .отливки четырехугольных бляшек (плитка найдена в третьем пласте культурного слоя), имеются резные загадочные знаки, состоящие из ломаных линий, соединенных в различной комбинации.

Найденные рисунки раскрывают перед нами духовный мир обитателей городища Камно.

На протяжении тысячи лет непрерывно развивалось поселение на городище Камно. Это было славянское поселение, о чем свидетельствуют найденные при раскопках височные браслетообразные кольца, костяные гребни с закругленными спинками, фрагменты славянской лепной и круговой керамики.

Уже в раннем периоде своего существования городище Камно имело хМногогранно развитое хозяйство. Высокая степень развития ремесел (камнеобрабатывающего’, костерезного, литейного и кузнечного) дает основания поставить вопрос о том, что в первой половине I тысячелетия н. э. не было резкой разницы, как это представляется некоторым уче^ ным, в уровне развития производительных сил между северными и южными группами восточного славянства.

Рама литейщика сканворд

Изложены основы расчета и проектирования обеспыливающих систем. Рассмотрены вопросы аспирации технологических процессов, источники пылевыделений физико-химические и технологические свойства выделяющейся в литейном производстве пыли. Приведены методы и средства очистки вентиляционных выбросов, аэродинамические основы и методы расчета централизованных систем пылеуборки помещений и общеобменной вентиляции в литейных цехах. Даны рекомендации по эксплуатации систем обеспыливания, включающие расчет загрязнения воздуха выбросами литейного производства.

Для инженерно-технических работников, занимающихся вопросами вентиляции.

Новинка сканирования!
Читать далее »

Титов Н. Д., Степанов Ю. А. Технологий литейного производства. М., «Машиностроение», 1974, 472 с.

В учебнике описаны процессы производства модельных комплектов, приготовления формовочных и стержневых смесей, изготовления литейных форм и стержней, плавки, заливки, выбивки и очистки отливок. Приведены конструкции и методы расчета литниковых систем для отливок из различных сплавов.

Изложены основы теории литейных процессов, вопросы приготовления жидких сплавов, а также особенности производства отливок из ковкого чугуна, стали, цветных сплавов. Приведены общие сведения по спе-циальным способам литья.

Учебник написан в соответствии с учебной программой для техникумов по специальности «Литейное производство черных металлов» и предназначен для учащихся машиностроительных техникумов.

Могилев В. К., Лев О. И. Справочник литейщика. — М.: Машиностроение, 1988. — 272 с: ил.

Приведены основные сведения о металлах и литейных сплавах, плавильных агрегатах и технологии плавки. Дана характеристика формовочных материалов к типовых формовочных и стержневых смесей, противопригарных покрытий и др. Проанализированы вопросы проектирования технологии изготовления отливок.

Представлены основные сведения о прогрессивных технологических процессах, средствах их механизации и автоматизации.

Может быть полезен учащимся СПТУ, мастерам технологам литейного производства.

Цветное литье: Справочник/ Под общ. ред. Н. М. Галдина. — М.: Машиностроение, 1989. —528 с: ил.

Приведены основные сведения по техническим требованиям к отливкам из цветных сплавов, технологичности конструкции литых деталей, литейным цветным сплавам, шихтовым и формовочным материалам, оснастке и оборудованию, технологии литья и термической обработке, финишным операциям, контролю качества и технике безопасности.
Для инженерно-технических работников литейного производства может быть также полезен студентам вузов.

Производство точных отливок /И. Дошкарж, Я. Габриель, М. Гоушть, М. Павелка. М.: Машиностроение, 1979.— 296., ил.

Книга содержит сведения о технологии точного литья, в основном по выплавляемым моделям. Приведены последние достижения в области применяемых материалов, процессов и оборудования.
Книга предназначена для инженерно-технических работников литейного производства.

Липницкий А. М., Морозов И. В. Справочник рабочего-литейщика. Л., «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 1976. 344 с. с ил.

В справочнике освещаются основные сведения по вопросам современной технологии литейного производства; приводятся классификация и марки литейных сплавов, применяемых в машиностроении, физико-механические и литейные свойства сплавов; даны сведения о современных печах для плавки. Рассматриваются технология изготовления литейных форм и стержней, специальные способы литья, способы очистки и обрубки отливок, дефекты отливок, меры устранения их и исправления. Даны краткие сведения по механизации и автоматизации литейного производства.
Справочник предназначен для рабочих-литейщиков; он может быть также полезен мастерам и технологам литейных цехов.

Читать еще:  Литейные свойства металлов и сплавов

Горюнов И. И. Пресс-формы для литья под давлением. Справочное пособие. Л., «Машиностроение», 1973. 256 с.

В справочном пособии рассмотрены конструкции пресс-форм для литья под давлением, особенности проектирования, условия их работы. Приведены материалы, применяемые при изготовлении пресс-форм как в отечественной, так и в зарубежной промышленности. Подробно на основании результатов исследования автора и обобщения данных, имеющихся в технической литературе, освещены вопросы стойкости пресс-форм: причины разрушения и износа, стойкость в зависимости от свойств материалов, защитных покрытий материалов и условий эксплуатации.
Справочное пособие предназначено для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, изготовлением и эксплуатацией пресс-форм для литья под давлением.

О сайте

На этом сайте вы можете бесплатно, без регистрации скачать техническую литературу в области машиностроения. Формат книг — djvu и pdf.
Вы хотите поделиться книгой? Книга должна быть хорошо читабельной, издана не позднее начала 1990-х годов. Просто высылайте ее по адресу и она появится здесь.
По этому же адресу можно написать в случае, если какая-либо ссылка не работает, либо скачивание затруднительно — я перезалью книгу на другой файловый хостинг.

Рама литейщика сканворд

В качестве моделей можно брать не только точеные предметы, но и изготовленные другим способом, и притом не только из дерева. При изготовлении моделей можно широко пользоваться лобзиком, выпиливая модель из фанеры или даже вырезая ее из картона. Точно так же можно делать модели из глины, гипса, воска и других материалов. Можно формовать также по готовой вещи.

Модели могут быть простые и разъемные, но во всяком случае надо всегда сообразить, как сделать модель так, чтобы ее целиком или по частям можно было легко вынуть из опоки после формовки, не повредив самой формы. Для этого все те поверхности, которые должны стоять в форме отвесно, делают на модели с небольшим уклоном (литейная конусность).

Исключение представляют модели из воска или парафина, с которыми можно поступать следующим образом. Опоку с заформованной моделью ставят на просушку. в горячую печь; модель расплавится, и материал, из которого она была сделана, впитается в формовочную землю, не вредя дальнейшей отливке. Надо лишь предусмотреть устройство литников — каналов для подвода заливаемого металла внутрь формы, — так как форму с такой моделью разнять рискованно. Для них можно также заформовывать плавкие, а не деревянные баклуши (бруски, образующие после их выемки каналы, по которым поступает металл внутрь формы). Конечно, возможны неудачи и при этом способе, но, во всяком случае, он очень удобен для юных мастеров при отливке сложных моделей. Разумеется, при этом по восковой или парафиновой модели можно приготовить лишь одну-единственную форму, в то время как деревянные или металлические модели могут многократно применяться для формовки.

Модель и форма с шишкой

Если отливка будет впоследствии обрабатываться (обтачиваться, опиливаться), то в размерах модели надо сделать припуск на обработку. Кроме того, при отливках учитывается еще усадка металла — указанное выше уменьшение его объемов после остывания. Поэтому модельные мастера в своих измерениях при постройке моделей пользуются не обычными мерами длины, а особыми, где учтена эта усадка. Модельщики мерят не обычным метром, а особым, усадочным, причем для каждого металла должен быть свой усадочный метр, в зависимости от свойств металла.

Очень часто отливки должны иметь пустоты. Такие формы для отливок с пустотами устраиваются особым образом, — они должны иметь еще форму самой пустоты, или шишку. Шишку делают из глины или формовочной земли в особых шишельных (шишечных) ящиках и затем укладывают на соответствующие места в форме. Модель имеет выступы, или шишельные знаки, по которым отформовывают места для укладки шишки.

Форму изготовляют из формовочной земли, набиваемой вокруг модели в особого устройства ящике, или опоке. Опоки бывают металлические и деревянные. Обычно они устраиваются в виде ящика из двух половин без дна и крышки. Надо сделать одну или две опоки по рисунку, в виде небольшого крепко сделанного ящичка из двух половин со знаком на одной стороне (указывающим, как складывать половины), клиньями на верхней половине и соответствующими гнездами на нижней. Благодаря такому устройству обе половины точно складываются. Для того чтобы формовочная земля крепче держалась в опоке, их внутри не строгают. Кроме того, можно по краям внутри набить тоненькие планки.

Опоки во время работы приходится ставить на ровную поверхность или перевертывать. Для этой цели необходимо иметь две подмодельных доски по размерам несколько больше опоки. Снизу на них набиты планки, дающие возможность поднимать доску вместе с опокой.

Для уплотнения земли надо завести деревянную или металлическую колотушку в форме пестика с круглым и клинообразным плоским концами. Ровная палочка или толстый железный стержень вполне могут служить колотушкой.

В производственных литейных цехах для уплотнения земли в опоках при ручной формовке служат специальные колотушки, или трамбовки.

Для формования литника, который служит не только для заливки металла, но частично и для заполнения образующихся при усадке раковин, надо завести коническую точеную или строганную палочку — литниковую баклушу.

Необходимо иметь линейку для срезывания избытка земли с опоки, небольшое сито для просеивания земли, железную шпильку для прокалывания в форме отверстий для выхода газов — отдушин. Затем необходимо несколько инструментов, которые служат при формовке для выглаживания стенок формы, прорезания канавок, выбирания попавших в форму кусочков земли и другого. Сделать их можно из полосок жести или стали. Эти формовочные инструменты носят название карасиков, ложечек, крючков, гладилок и бывают самой разнообразной формы.

На этом можно закончить описание формовочных инструментов. Они очень просты и могут быть изготовлены силами юного мастера.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector