Milling-master.ru

В помощь хозяину
16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Производственные технологии не меняются длительное время

Контрольная итоговая работа по теме «Экономика» в 11 классе (базовый уровень)

Контрольная итоговая работа по теме «Экономика» в 11 классе (базовый уровень)

1 вариант
1. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками.

Признаки экономических систем Типы экономических систем

А) экономические пропорции 1) командная экономика
устанавливаются на основе централизованного

Планирования
Б) экономические потребности 2) традиционная экономика
населения устойчивы и зависят от

В) решения по основным экономическим

вопросам принимает государство

Г) производственные технологии не меняются

Д) превышение темпов роста населения над

темпами роста промышленности

I. Выберите единственно правильный ответ.

1.Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика — наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, от­ношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика — это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А

2) верно только В

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?

А. Спрос находится в прямой зависимости от цены товара.

Б. Предложение находится в обратной зависимости от цены товара.

1) верно только А

2) верно только Б

4) оба суждения неверны г

3. Бюджетная политика государства регулирует:

1) кредитование предприятий

3) объемы денежной массы в обращении

4. Уровень жизни населения в значительной степени определяется:

1) числом частных предприятий

2) уровнем предоставляемых политических свобод

3) объемом произведенных товаров и услуг

4) типом избирательной системы

5. Экономика, главным образом, призвана:

1) делать богатых еще богаче

2) обеспечивать доходы предпринимателям

3) удовлетворять общественные потребности.

4) увеличивать количество собственников

6. Под рынком понимается:

1) место продажи товаров

2) место производства товаров

3) система экономических отношений по поводу купли-продажи това­ров

4) конкурентная борьба между производителями

7. Экономическое развитие страны определяется:

3) расходами на образование

4) количеством предприятий

А. Плата за пользование государственным имуществом.

Б. Установленный государством для предприятий и граждан обяза­тельный платеж.

1) верно только А

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

9. Условиями специализации страны на выпуске той или иной продук­ции являются:

1) низкие транспортные расходы»

2) наличие преимущества в производстве конкретного товара

3) наличие спроса на данный товар в других странах

4) все вышеперечисленное

10. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения населения, содействующие росту жизненного уровня, раз­витию образования и здравоохранения. Это вид деятельности в сфере:

11. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а по­требители покупать ее по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью:

2) объединения предпринимателей

3) финансовых органов

С1-С4 Прочитайте документ и ответьте на вопросы к нему.

Составной частью реформирования народного хозяйства является создание эффективной системы предпринимательства.

Под этим понятием мы подразумеваем вид хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. Данная особенность делает предпринимательство очень привлекательным для самых широких слоев населения, что позволяет выделить несколько социально значимых функций коммерческой деятельности.

Во-первых, предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, в том числе, в отрасли-локомотивы, что способствует развитию национальной экономики в целом

Во-вторых, появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест, что решает проблему избытка рабочей силы и структурной безработицы.

В-третьих, субъекты предпринимательской деятельности являются крупнейшими и основными налогоплательщиками. В связи с этим, благосостояние государства непосредственно зависит от успешного развития коммерческих организаций.

В-четвертых, становление предпринимательства способствует появлению в российском обществе многочисленного среднего класса, который может стать основой стабильного развития России.

Развитие экономики, в первую очередь, зависит от успехов бизнесменов в производственной сфере, поскольку именно здесь создаются как средства производства, так и предметы потребления, что позволяет насытить рынок товарами преимущественно отечественного товаропроизводителя.

Ни для кого не секрет, что большинство российских предпринимателей-производственников страдает и от нехватки оборотных средств вообще, и от отсутствия денежных средств, в частности. К этому можно добавить моральный и физический износ фондов, и мы увидим картину состояния российской промышленности.

В связи с этим, мы выделяем среди всего множества направлений поддержки предпринимательства как основное капитальные вложения в развитие производства со стороны государства.

C1 Какие четыре социально значимые функции предпринимательства выделяет автор документа?

С2.Описывая состояние российской промышленности, автор называет проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели-производственники. Укажите две из этих проблем. Опираясь на знание курса, укажите любые две проблемы из числа не упомянутых автором.

СЗ |В тексте сформулирована одна особенность предпринимательской деятельности — направленность на получение прибыли. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три другие характерные особенности этой деятельности.

С4. B документе отмечено одно из направлений государственной поддержки предпринимательства — капитальные вложения в развитие производства. Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите три иных направления государственной поддержки. ориентированные на развитие предпринимательской деятельности.

С5. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «издержки производства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об издержках производства

С6. | На фондовой бирже значительно снизился курс акций компаний энергетического сектора. Сформулируйте три причины, которые, согласно законам рыночной экономики, могли привести к подобному положению. Поясните одну из сформулированных вами причин.

С7. Проиллюстрируйте тремя примерами теоретическое положение о разнообразии способов получения человеком доходов от собственности. В каждом случае сначала назовите способ получения дохода, а затем — пример.

С8. «Рынок. представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком» (Р. Хейлбронер)._______________ ______________

1.Установите соответствие между видами статей в госу­дарственном бюджете и их конкретным выражением: к каж­дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

Конкретное выражение статей бюджета

1) расходные статьи

2) доходные статьи

B) личный подоходный налог

Г) выплата жалованья госслужащим

Д) проценты по государственным

I. Выберите единственно правильный ответ.

1. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический по­казатель:

3) производительность труда

4) валовой оборот

2. Поведение производителя в рыночной экономике в отличие от команд­но-административной характеризует:

1) экономное отношение к ресурсам

2) экономическая самостоятельность

3) соблюдение трудовой этики

4) стремление повышать квалификацию

3. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1) установление необходимых объемов производства

2) обеспечение защиты прав собственников

4) распределение ресурсов между производителями

4. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регу­лирования экономики?

1) регулирование. налогообложения

3) оформление лицензий на частные услуги

5. Если спрос выше предложения, то цена на товар:

4) будет колебаться

6. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция характерна только для стран со слаборазвитой экономикой.

Б. В экономически развитых странах инфляции не бывает.

1)верно только А

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

7. Экономика как наука изучает:

1) действие объективных законов истории

2) способы производства и распределения материальных благ

3) систему признаков, определяющую социальную структуру

4) принципы и нормы осуществления государственной власти

8. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обя­зательные для производителя, при экономической системе:

9. Количество продукции, произведенное за единицу времени, характе­ризует:

1) производительность труда

2) интенсивность труда

3) издержки производства

4) доход предприятия

10. Прибыль характеризуется:

Читать еще:  Технология литья в кокиль

1) выручкой за вычетом налогов

2) выручкой за вычетом зарплаты

3) выручкой за вычетом расходов на рекламу

4) доходами за вычетом расходов

11. Какой из приведенных примеров не относится к предприниматель­ской деятельности:

1) закупка картофеля на рынке на зиму

2) продажа автомобилей

3) доставка цветов на дом

4) гарантийный ремонт бытовой техники

С1-С4 Прочитайте документ и ответьте на вопросы к нему

Выбор модели развития России и кризис 1998 г.

Направление реформ шло по пути чистого, и порой и «дикого» капитализма. Государство фактически самоустранилось от регулирования экономики, а стихийные механизмы, обеспечивающие права человека в развитых странах, еще не окрепли. Выделим основные слагаемые развития страны.

1)С начала 1990-х годов наблюдалось резкое падение производства в реальном секторе экономики — промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте.

2) Плохо подготовленное открытие внутреннего рынка навстречу мировому привело к зависимости России от импорта продовольствия, потребительских и многих инвестиционных товаров. Возникла и чрезмерная зависимость страны от доходов от экспорта сырья (особенно нефти и газа), а. следовательно, и от цен мирового рынка.

3) Тяжелое положение в экономике вызвало уменьшение поступления налогов в государственную казну, что привело страну к бюджетному кризису. Иссякли источники финансирования пенсий, зарплаты работников бюджетной сферы, расходов на оборону, образование и здравоохранение.

4) Опасения вызвать инфляцию не позволили финансировать государственные расходы и за счет эмиссии денег. Правда, некоторое время государству удавалось решать свои финансовые проблемы за счет огромных займов.

5) На этой основе сложилось обособленное, искусственное процветание финансово-банковского сектора за счет завышенных ставок процента по государственным займам и спекулятивной игры на валютных рынках.

В итоге заложенные в избранной модели реформ противоречия с полной силой проявились к середине 1998 г.

Таким образом, эпоха развития по пути чистого капитализма завершилась тупиком, поставившим страну на грань новых социальных потрясений. Только в ходе тяжелого социально-экономического кризиса 1998 г. в России начался официальный процесс смены модели реформирования. Речь идет о повороте к созданию «смешанной» рыночной экономики.

С1. Какие признаки кризиса 1998 года названы в тексте? (Укажите любые три из них). Ответ:

С2| Назовите две модели реформирования экономики, упомянутые в тексте. По какой из них реформировалась российская экономика до 1998 года? Ответ:

|СЗ При выборе модели развития России высказываются разные точки зрения. Какая модель является более предпочтительной по мнению автора? По какому авторскому суждению вы это определили? Разделяете ли вы мнение автора? Свой ответ обоснуйте.

С4 Автор документа подчеркивает, что в начале реформ государство фактически самоустранилось от регулирования экономики. Опираясь на знания экономического курса, назовите любые три экономические задачи, которые призвано решать государство в смешанной экономике рыночного типа.

С5. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «маркетинг»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о маркетинге.

С6. . Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников: Работники пред­приятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бу­магами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

С7. Весной 2004 года компания Siemens заявила о своём намерении сократить 10 тыс. рабочих мест и вынести значительную часть производства в Венгрию (за предыдущие три года компания сократила 35 тыс. рабочих мест). сейчас безработица в Германии превышает 10%

Каковы причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс, проявлением которого служат приведённые и аналогичные факты.

С 8 «Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности те, кого они вовсе не знают» (Ф. Хайек).

Типы экономик. Факторы производства. Микро и макроэкономика

1. В струк­ту­ре эко­но­ми­ки стра­ны Z в рав­ной мере пред­став­ле­ны про­мыш­лен­ность и сель­ское хозяйство. Какие при­зна­ки поз­во­ля­ют сде­лать вывод о том, что в стра­не Z ко­манд­ная (плановая) экономика? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) пре­об­ла­да­ние ин­тен­сив­ных фак­то­ров эко­но­ми­че­ско­го роста

2) ди­рек­тив­ное ценообразование

3) го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на боль­шин­ство средств производства

4) раз­ви­тая инфраструктура

5) не­об­хо­ди­мость ре­шать про­бле­му огра­ни­чен­но­сти ресурсов

6) цен­тра­ли­зо­ван­ное управ­ле­ние экономикой

2.Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Одним из пред­ме­тов изу­че­ния мак­ро­эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия по­тре­би­те­лей и про­из­во­ди­те­лей в усло­ви­ях рынка.

2) Микроэкономика изу­ча­ет роль го­су­дар­ства в ре­гу­ли­ро­ва­нии экономики.

3) Экономика как наука изу­ча­ет спо­со­бы хозяйствования, от­но­ше­ния между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъектами.

4) Ученые изу­ча­ют как общие за­ко­но­мер­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния экономики, так и ло­каль­ные про­бле­мы ве­де­ния ры­ноч­но­го хозяйства.

5) Экономика как наука за­ро­ди­лась в ан­тич­ные времена.

3.Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Экономику как науку ил­лю­стри­ру­ет изу­че­ние спо­со­бов ис­поль­зо­ва­ния огра­ни­чен­ных ресурсов.

2) Экономику как науку ил­лю­стри­ру­ет про­из­вод­ство то­ва­ров пи­ще­вой промышленности.

3) Экономика вы­сту­па­ет как наука в про­цес­се внед­ре­ния новых тех­но­ло­гий в сель­ское хозяйство.

4) Экономика как наука вклю­ча­ет со­во­куп­ность зна­ний о хо­зяй­стве и свя­зан­ной с ним де­я­тель­но­сти людей.

5) Экономика как наука вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ное и не­ма­те­ри­аль­ное производство.

4. Выберите вер­ные суж­де­ния о до­хо­дах от ис­поль­зо­ва­ния соб­ствен­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Владелец про­мыш­лен­но­го и тор­го­во­го ка­пи­та­ла по­лу­ча­ет прибыль.

2) Собственник земли по­лу­ча­ет ренту.

3) Владелец акций по­лу­ча­ет за­ра­бот­ную плату.

4) Собственник заёмного ка­пи­та­ла по­лу­ча­ет дивиденды.

5) В ры­ноч­ной эко­но­ми­ке доход от соб­ствен­но­сти могут по­лу­чать и фирмы, и част­ные лица.

5.В стра­не про­во­дят­ся эко­но­ми­че­ские реформы. Какие факты сви­де­тель­ству­ют о том, что ре­фор­ма на­прав­ле­на на пе­ре­ход от ко­манд­ной к ры­ноч­ной экономике? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) В стра­не раз­ре­ше­но со­зда­ние част­ных фер­мер­ских хо­зяйств при усло­вии арен­ды земли у государства.

2) Пра­ви­тель­ство про­во­дит меры, на­прав­лен­ные на уско­ре­ние тех­ни­че­ско­го прогресса.

3) В стра­не про­во­дят­ся ши­ро­ко­мас­штаб­ные про­цес­сы при­ва­ти­за­ции и раз­го­су­дар­ствле­ния собственности.

4) Пра­ви­тель­ство про­во­дит меры по ли­бе­ра­ли­за­ции цен.

5) Пра­ви­тель­ство про­во­дит меры, на­прав­лен­ные на укреп­ле­ние на­ци­о­наль­ной валюты.

6.Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7.Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной B первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8.Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ.

2) Факторный доход от труда называется заработной платой.

3) Рента является факторным доходом от использования предпринимательских способностей.

4) Прибыль — это превышение всех доходов фирмы над её издержками.

5) К факторным доходам относят спрос и предложение.

Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

10.Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Предпринимательскими способностями называют особые способности человека правильно оценить спрос, скоординировать использование ресурсов и принять на себя риск потери вложенных в дело средств.

2) Доход от информации как фактора производства называют рентой.

3) Все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ, определяют содержание такого фактора производства, как земля.

Читать еще:  Литейные сплавы применение

4) Доход от труда как фактора производства — заработная плата работника.

5) Земля как фактор производства приносит своему владельцу доход в виде заработной платы.

11.

Выберите вер­ные суж­де­ния об от­ли­чи­тель­ных чер­тах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Частная собственность выступает основой командной (плановой) экономики.

2) В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами.

3) Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной жизни.

4) Стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль.

5) К признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование.

12.

Выберите верные суждения о командной (централизованной) экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Командная экономика основана на государственной собственности на основные материальные ресурсы.

2) Основные экономические ресурсы распределяются посредством централизованного планирования.

3) Командная экономика не способна обеспечить быстрых темпов экономического роста.

4) Экономические роли членов общества определяются наследственным статусом.

5) Командная (централизованная) система предполагает государственное регулирование цен на основные товары.

13.

Выберите верные суждения об отличительных чертах командной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Одним из значимых признаков командной экономики является дефицит некоторых товаров, особенно товаров широкого потребления.

2) Частная собственность в командно-административной системе распространяется на средства производства и имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства.

3) В основе хозяйственного механизма лежит директивное экономическое планирование.

4) Цены на продукцию устанавливаются государством и, как правило, не зависят от конъюнктуры рынка.

5) Предприятия самостоятельно определяют торговых партнёров, в том числе внешнеэкономических.

14.

Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) К неэкономическим благам все люди имеют свободный равный доступ.

2) Одна из классификаций экономических благ предполагает их разделение по времени использования (долговременные, недолговременные).

3) К общественным благам можно отнести государственное здравоохранение и систему образования.

4) Равное предоставление гражданам экономических благ – одна из обязанностей государства.

5) Одним из признаков экономических благ является отсутствие конкуренции в их потреблении.

15.

Выберите в приведённом списке верные суждения о факторах производства и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Факторный доход с капитала называется рентой.

2) Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

3) Качественные характеристики труда как фактора производства отражают уровень квалификации работников.

4) Капитал как фактор производства не включает деньги, используемые для покупки ресурсов с целью организации предпринимательской деятельности.

5) К особенностям земли как фактора производства относятся недвижимость, неперемещаемость земли; ограниченность, невоспроизводимость земли, различия в природных условиях производства.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Производство в длительном периоде

В длительном периоде не только труд, но и капитал является переменным фактором производства. Также переменными являются и производственные технологии, т. е. способы производства. Технический прогресс означает, что тот же объем выпуска можно получить с меньшими затратами труда и капитала. Это означает, что все изокванты сдвигаются вниз к началу координат (рис. 6-6):

Рис. 9. Сдвиг изоквант вследствие технического прогресса

В длительном периоде нельзя говорить о производительности какого-либо одного производственного фактора (все факторы изменяются), но только об отдаче от масштаба. Отдача от масштаба показывает, во сколько раз возрастает выпуск при увеличении всех факторов производства в n раз.

Возможны три случая:

1) Если при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает более чем в n раз, имеет место возрастающая отдача от масштаба;

2) Если при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает менее чем в n раз, имеет место убывающая отдача от масштаба;

3) Если при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает тоже в n раз, имеет место постоянная отдача от масштаба.

Аналитически отдачу от масштаба можно определить по производственной функции вида:

Пусть и капитал, и труд возросли в n раз, что привело к росту выпуска с q до Q. Тогда:

Q=A(nK) a (nL) b =AK a L b n a + b =n a + b q

Отсюда вытекает, что при a+b=1 выпуск возрастает ровно в n раз, т.е. отдача от масштаба постоянна. При a+b>1 выпуск увеличивается более чем в n раз, т.е. отдача от масштаба возрастает. Наконец, при a+b

Рис. 6-8. Возрастающая отдача от масштаба

Наконец, при убывающей отдаче от масштаба расстояние между изоквантами увеличивается (рис. 11):

Рис. 11. Убывающая отдача от масштаба

На практике, когда предприятие начинает увеличивать труд и капитал, оно сначала сталкивается с возрастающей отдачей от масштаба. Например, при росте труда и капитала в два раза, выпуск увеличивается втрое, что говорит о сокращении затрат на единицу продукции и о повышении эффективности производства. Однако дальнейшее увеличение используемых ресурсов рано или поздно приводит к тому, что возрастающая отдача от масштаба сменяется постоянной, а затем и убывающей: рост ресурсов вдвое ведет к повышению выпуска, например, в полтора раза. Эффективность производства падает. Это служит сигналом к тому, что предприятие стало слишком крупным и его размер целесообразно уменьшить.

Характер отдачи от масштаба играет важную роль при определении оптимального размера предприятий в данной отрасли. В сельском хозяйстве, например, возрастающая отдача быстро сменяется убывающей, и потому там господствуют небольшие фермы. Обратная картина наблюдается в массовом автомобилестроении: «Жигули» в принципе можно собирать и в небольшой мастерской, но их производство на «Автовазе» дает нам возрастающую отдачу от масштаба. Поэтому при производстве автомобилей гигантские заводы экономически эффективны.

«Платформы технологий» в 4-й промышленной революции

Как бы там ни было, а мы все равно еще пока живем воспоминаниями минувшего года. Пытаемся проанализировать успешные шаги, а также свои неудачные действия. Однако время неумолимо движется вперед, и как говорят классики, нужно идти в ногу со временем. И в этой связи, я хочу продолжить начатую тему в предыдущем выпуске о 4-й промышленной революции в нашем обществе, изложенную в докладе Петра Щедровицкого (экспертный советник при правительстве РФ, советник генерального директора госкорпорации «Росатом»).

Присмотритесь, прислушайтесь к высказываниям ученого и возможно вы увидите перспективу своей деятельности, принимая и понимая ошибки конкретных людей на историческом этапе.

Циклы смены технологий

«Подобное происходит с человечеством не в первый раз, мы, условно говоря, в 1517 году: Гуттенберг уже запустил печатный станок, уже открыли Америку и Лютер вышел на площадь. Революция уже произошла, мы просто этого не видим. Наш с вами соотечественник Николай Дмитриевич Кондратьев вывел закономерности развития промышленных революций в начале XX века: сидел в Петрограде, в холодной библиотеке и писал книгу о больших циклах конъюнктуры — циклических процессах, происходящих в экономике, и о логике этих циклов. Кондратьев выдвинул три совершенно точных предположения.

Первое: в основе экономических циклов лежит смена технологий.

Второе: технологии не ходят поодиночке, они ходят группами и меняются сразу, как комплекс, взрывным образом, и приходит новая «платформа технологий».

У этой «платформы технологий» есть инкубационный период, который занимает 40-60 лет. Многие вещи, которые мы используем, появились 30 — 40 — 50 лет назад. Те же фотовольтаические станции появились не вчера. Кстати, еще 10 —15 лет назад наши энергетики говорили, что атомная энергетика будет развиваться, а солнечная развиваться не будет, так как в атомной энергетике доля топливной составляющей в цене киловатт-часа минимальна. В прошлом году в мире введено 9,5 гигаватт атомных мощностей и 80 гигаватт «солнца». Потому что выбор технологии осуществляется не на основе тех или иных тактико-технических характеристик, а на основе потенциала вступления этой технологии в синергию с другими. Илон Маск сделал солнечную панель в виде черепицы — и произошел переход к интегрированным фотовольтаическим решениям. Солнечная станция — это стекло в доме, крошка, которая используется в строительных материалах, и, как мне недавно показали, две сотки покрытия со специальным составом позволяют поддерживать тепловой режим в доме на 500 метров. Всё, происходит кардинальный переход за счет того, что технологии стыкуются в комплексы и взаимно поддерживают и дополняют друг друга.

Читать еще:  Как улучшают механические свойства литейных алюминиевых сплавов

Как только «платформа технологий» сложилась, начинается второй этап — взрывного роста производительности труда на основе этих самых технологий. Он продолжается, как вывел Кондратьев, приблизительно 35 лет. При этом предыдущая структура — экономическая, селитебная, промышленная, — сформированная на старой платформе, не эволюционирует, не меняется, она исчезает.

Классический пример: в 1912 году Форд, будучи лидером рынка, производит около 40 тысяч машин. 1 декабря 1913 года запускается первый конвейер на заводе в Хайленд-парке, за первый месяц Форд делает 10 тысяч машин, за 1914 год — 250 тысяч, а к 1929 году на двух заводах — 1,5 миллиона и контролирует 75% мирового рынка. Схема, которую он внедряет — 26 синхронизированных процессов, — позволяет ему к 1923 году выйти на скорость конвейера 1 метр в секунду и на темп, когда каждые 50 секунд с конвейера сходит один автомобиль. Сегодня в полностью роботизированных цехах Toyota один автомобиль сходит с конвейера раз в 48 секунд. То есть за сто лет эта технология не поменялась и никогда не поменяется, потому что Форд выбрал на этой платформе всю доступную производительность.

Как? Когда в 1928 году к нему приезжают из молодой Советской республики и просят: дедушка Форд, помоги! — он спрашивает: а химическая, лакокрасочная промышленность у вас есть? — Нет. — А стекольная? — Нет. — А шинная? — Нет. — А вот такой сортамент металлов? — Нету. Тогда он говорит: парни, я старый человек и один раз уже сделал всё это в Соединенных Штатах, я создал и конвейер, и систему разделения труда, внутри которой этот конвейер возможен. Машина строится из деятельности, которая создаёт отдельные узлы и компоненты, вы не можете сделать миллион машин, если у вас нет 6 миллионов колес; если вы производите [всего] миллион колес, вам не нужно делать миллион машин: они будут без колес. Если производительность шинной отрасли не синхронизирована с производительностью автомобильной, у вас никогда не будет необходимой производительности на уровне автомобиля. Отдал им 30 тысяч чертежей, которые потом потеряли при перевозке из Москвы в Горький, отправил консультантов, которых потом выгнали в 1930 году, и сказал: а пока вы занимаетесь импортозамещением, я буду поставлять вам отдельные детали, которые вы ещё делать не можете. Поэтому, когда 31 октября 1931 года с завода в Горьком выезжает первый советский «форд», то он в полтора раза дороже и делается в полтора раза дольше. И так до сих пор.

Сегодня Илон Маск меняет «платформу технологии» в автомобилестроении, он говорит: мы будем собирать машину не из 2 тысяч компонентов, а из 18 модулей (это не новая история, первые опыты с модуляризацией в других отраслях относятся к 1960-м годам). Причём эти модули дают такие потребительские качества, которых не было раньше: это, например, искусственный интеллект и беспилотное управление или электромотор, который на длинном периоде эксплуатации экономит приблизительно 75% затрат на топливо, причём характеристики электромобилей всё время развиваются. Сейчас, в новой системе технологического разделения труда, одна машина сходит с конвейера за 1 минуту 50 секунд, это почти в 2,5 раза хуже, чем у Форда, но в 2020 году, говорит Маск, мы догоним Форда, в 2025-м машина будет сходить раз в 10 секунд, скорость конвейера достигнет 5 метров в секунду.

Это проект, но я дважды был в Сиэтле на «Боинге» и каждый раз наблюдал, как они делают шаги в этом направлении (имеется в виду совершенствование конвейерного производства). Когда я был там в первый раз, они ставили перед собой задачу выпускать 48 Boeing-737 в месяц, то есть по одной машине каждые три четверти дня, сейчас у них задача — выпускать порядка 70 машин в месяц. Это не вопрос организации работ в цеху, он не будет работать без включения в глобальную систему разделения труда, в которой, например, японские компании изготавливают композитные материалы, а совместные японо-американские компании делают из этих материалов отдельные детали, к примеру крылья, а их специальным транспортом перевозят в Сиэтл для сборки. То есть кто-то производит этот специальный транспорт, а кто-то — машину для производства композитов. Лет 10 назад на одном подмосковном заводе я в составе большой делегации смотрел, как работает эта машина. Рядом — директор этого завода, и он говорит: представляешь, эта штука годовой план моего завода делает за 48 часов.

Итак, когда новые технические средства выходят на предел производительности, больше из них ничего выжать невозможно. Начинается спад, который длится примерно 25 лет. Итого: 60 плюс 60 — 120 лет. И это в странах-лидерах. А если добавить эффект «догоняющей» индустриализации, этот процесс может растянуться на 250-300 лет. Возьмём русскую историю и обнаружим, что, хотя наш инженер Сабакин написал книжку об «огненных машинах» (то есть паровых) после поездки в Англию и личных встреч с Болтоном и Уаттом (создатели сотен паровых машин, предопределившие первую промышленную революцию, распространившуюся из Великобритании) всего через пять лет после того, как паровые машины были пущены там, на наших промышленных предприятиях они появляются только через сто лет. А две паровые машины, купленные государством и поставленные на Тульском оружейном заводе в 1828 году, так и стояли неиспользуемые. Потому что производственный процесс тульских ремесленников, производивших вооружение, никак не предполагал задействование этих паровых машин.

Пример из сегодняшнего дня: у нас многими институтами развития и промышленными предприятиями накоплены 3D-принтеры, но они по разным причинам не используются. Ещё один показательный факт: российское патентное законодательство было принято в 1812 году, а к 1900 году накопленным итогом было всего 65 патентов — в том числе потому, что русские инженеры предпочитали патентовать за границей, по причине неповоротливости нашей системы, очень высокой стоимости и низкого эффекта от патентов, которые они здесь регистрировали.

Кто будет первым на этот раз? Россия будет в третий раз догонять индустриализацию, хоть тушкой, хоть чучелом»… Окончание в следующих выпусках.

Спасибо за прочтение! Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями и в комментариях черкните пару слов своего мнения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector