Milling-master.ru

В помощь хозяину
93 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оснащение слесарной мастерской

Основное оборудование для слесарных работ

Какие-то из инструментов, необходимых для обработки металла, найдутся в любой столярной мастерской. Трудно, к примеру, представить себе хорошо оборудованную мастерскую без угольника. И тот, кто предполагает заниматься слесарными работами лишь от случая к случаю, вполне обойдется столярным угольником. Но если эти работы становятся регулярными, то потребуется прочный угольник из металла.

Для нанесения на металле разметки лучше применять не карандаш, а чертилку с наконечником из твердого сплава. Штрихи, сделанные карандашом, смазываются, а чертилка оставляет на металле очень тонкую, но четко видимую метку.

инструменты для слесаря

Для большинства домашних мастеров обработка металла — дело малознакомое и непривычное. Но если обстоятельства вынуждают заняться этим, то придется позаботиться об оснащении мастерской соответствующим инструментом. Мы расскажем и покажем, какое оборудование необходимо для выполнения основных слесарных работ.

В слесарном деле, как и в столярном, не обойтись без малки, малковочного угольника (на фотографии вверху) и рейсмуса (деревянного), если на металлической детали надо провести линию параллельно базовой кромке или под заданным углом к ней.

Штангенциркуль необходим для точных измерений металлических деталей. С его помощью определяют толщину материала, внутренний и наружный диаметры труб и глубину отверстий с точностью до десятых долей миллиметра. Еще точнее (до сотых долей миллиметра) измерения, сделанные микрометром.

Для сверлильных работ потребуется кернер: его острый конец при ударе молотком выбивает небольшое углубление в поверхности металла, которое удерживает сверло, не позволяет ему соскальзывать.

Тиски с опорной плитой удерживают детали при выполнении самых различных операций, включая сверление, резку, обработку краев. На опорной плите тисков нельзя — выполнять тяжелые ковочные работы, но для таких операций, как клепка, штамповка или рубка зубилом, плита вполне подойдет.

Имея в своем распоряжении такой набор инструментов, домашний мастер сможет выполнить большинство слесарных работ.

При помощи зубила и молотка разрубают куски металла или срезают головки заклепок и винтов. Как правило, почти в каждой домашней мастерской имеется небольшое плоское зубило. Так как при работе с ним необходимого нажима добиваются скорее на ощупь, чем ударами молотка, то рукооградитель, применяемый при кладке стен из камня, использовать не обязательно.

Пробойники и выбиватели шплинтов оказывают помощь при многих ремонтных работах — не только чисто слесарных.

Этими инструментами выбивают шплинты и заклепки из отверстий, удаляют остатки высверленных винтов. В продаже имеется большой выбор таких инструментов. Для большинства перечисленных операций достаточно иметь два пробойника и два выбивателя шплинтов разной толщины.

Инструменты для точной нарезки

Твердую толстую проволоку режут кусачками, мягкую — пассатижами. Последние являются комбинированным инструментом и служат также для поддержки и гибки проволоки.

Слесарные ножовки могут отличаться по форме, но имеют, как правило, полотно длиной 30 см. Гораздо реже встречаются ножовки с полотном длиной 25 и 15 см. В любом случае выбирать следует такой инструмент, в котором затупившееся полотно можно заменить.

Для слесарных работ потребуются также ножницы для резки металлического листа.

Опытные мастера пользуются ножницами двух видов: праворежущими и ле-ворежущими. Большинство домашних мастеров вполне обходятся ножницами одного вида — праворежущими.

В основной набор инструментов входят три напильника: полукруглый, плоский и трехгранный. В случае необходимости можно обзавестись еще и надфилями или напильниками для заточки пил.

Слесарный молоток и киянка с резиновой головкой завершают перечень основных инструментов для работ по металлу. Головка молотка не должна быть легче 200 г; у киянки головка может быть также пластмассовой или нейлоновой.

1.2. Оборудование рабочего места слесаря

Все оборудование слесарных мастерских разделяется на оборудование индивидуального и общего пользования. К оборудованию индивидуального пользования относят верстаки, к оборудованию общего пользования — сверлильные и простые заточные станки, винтовые прессы, рычажные ножницы, поверочные и разметочные плиты, плиты для правки.

Рабочим местом называется определенный участок производственной площади, закрепленный за данным рабочим и оснащенный необходимыми оборудованием, инструментом, приспособлениями, вспомогательными устройствами и принадлежностями.

Рабочее место слесаря состоит из верстака, на котором установлены тиски. Столешницу верстака покрывают стальным листом толщиной 1. 2 мм и окантовывают бортиком, чтобы с нее не скатывались детали. Верстаки должны быть прочными и устойчивыми. Под столешницей находятся выдвижные ящики, разделенные на ряд ячеек для хранения инструмента, мелких деталей и документации.

Слесарные верстаки бывают одноместными и многоместными. Одноместные верстаки имеют длину 1000. 1200 мм, ширину 700. 800 мм, высоту 800. 900 мм, а многоместные — длину в зависимости от числа работающих, а ширину ту же, что и одноместные верстаки. Более удобны для слесарных работ одноместные верстаки.

Для того чтобы слесарь мог регулировать высоту тисков в соответствии со своим ростом, верстаки делают с регулируемыми по высоте ножками или с устанавливаемыми по высоте тисками. В первом случае ножки выполняются на винтах, вращая которые, можно поднимать и опускать верстак.

Рис. 1.1. Слесарный верстак с регулируемыми по высоте тисками:

1 — регулирующий винт; 2 — каркас; 3 — хвостовик тисков; 4 — полочка для измерительного инструмента; 5 — защитный экран; 6 — планшет для рабочего инструмента; 7 — планки-бортики; 8 — маховичок

На рис. 1.1 приведен вариант конструкции верстака с регулируемыми по высоте тисками. На каркасе 2 верстака прочно закреплена толстостенная труба с резьбой, внутрь которой входит стальной хвостовик 3, прочно соединенный с основанием тисков. Тиски поднимают на необходимую высоту вращением ручки маховичка 8, закрепленного на винте, и прочно закрепляют фиксатором. Правильный выбор высоты тисков, соответствующей росту работающего, влияет на точность слесарной обработки и предупреждает преждевременное утомление. Например, для выполнения опиловочных работ выбор высоты установки тисков будет правильным в том случае, если локоть правой руки, согнутый под углом 90°, будет находиться на уровне губок тисков (рис. 1.2, а) ил и если при постановке локтя руки на губки тисков концы вытянутых пальцев коснутся подбородка (рис. 1.2, б). На рис. 1.2, в показана правильная высота стуловых тисков при рубке.

Рис. 1.2. Высота установки тисков: а — при опиливании; б — при рубке в параллельных тисках; в — при рубке в стуловых тисках

Слесарные тиски являются основным приспособлением рабочего места слесаря. Они служат для установки и закрепления заготовок в удобном для обработки положении и состоят из корпуса и двух зажимных губок. Тиски устанавливают на верстаках и используют при различных слесарных работах: параллельные поворотные — при выполнении более сложных точных работ, не связанных с сильными ударами по заготовке; параллельные неповоротные и стуловые — при рубке, гибке, правке и других видах обработки с ударными нагрузками; ручные — для закрепления небольших заготовок, если их неудобно или опасно держать руками.

Читать еще:  Слесарный разметочный инструмент

Параллельные поворотные тиски (рис. 1.3) состоят из плиты-основания 1, поворотной части 2 с неподвижной губкой 6, подвижной губки 4 со сквозным прямоугольным вырезом, в котором находятся гайка и зажимной винт 7. Перемещение подвижной губки осуществляется вращением рукоятки винта 3. Для поворота тисков на требуемый угол по круговому Т-образному пазу в основании тисков перемещается болт с рукояткой 8, с помощью которой поворотная часть прижимается к основанию 1. Для увеличения срока службы тисков к рабочим поверхностям губок привертывают стальные термически обработанные планки 5 с крестообразной насечкой. Тиски на столешнице верстака укрепляют болтами через отверстия в плите-основании. Размеры слесарных тисков определяются шириной губок и раскрытием — разводом их для зажима заготовок: 80 и 140 мм с наибольшим раскрытием губок соответственно 95 и 180 мм.

Параллельные неповоротные тиски (рис. 1.4) имеют основание 6, с помощью которого они крепятся болтами к крышке

Рис. 1.3. Параллельные поворотные тиски:

1 — плита-основание; 2 — поворотная часть; 3 — рукоятка винта; 4 — подвижная губка; 5 — планки; 6 — неподвижная губка; 7 — зажимной винт; 8 — рукоятка

верстака, неподвижную губку 4 и подвижную 2. Рабочие части губок 2 и 4 делают сменными в виде призматических планок 3 с насечкой из стали марки У8 и прикрепляют к губкам винтами. Подвижная губка 2 перемещается своим хвостовиком в прямоугольном вырезе неподвижной губки 4 вращением зажимного винта 5 в гайке 7 с помощью рукоятки 1. От осевого перемещения в подвижной губке зажимной винт удерживается стопорной планкой 8. Ширина губок неповоротных тисков 80 и 140 мм с наибольшим раскрытием губок соответственно 95 и 180 мм.

Рис. 1.4. Параллельные неповоротные тиски с ручным приводом:

  • 1 — рукоятка винта; 2 — подвижная губка; 3 — призматические планки; 4 — неподвижная губка; 5 — винт; 6 — основание; 7 — гайка;
  • 8 — стопорная планка

Тиски с дополнительными губками для труб (рис. 1.5) кроме общего назначения используются для закрепления труб благодаря дополнительному призматическому вырезу. Наибольшие диаметры зажимаемых труб — 60, 70 и 140 мм.

Рис. 1.5. Тиски с дополнительными губками для труб: 1 — подвижная губка; 2 — неподвижная губка;

3 — призматические вырезы

На рис. 1.6 показаны тиски с пневматическим приводом. Зажим заготовки происходит за счет сжатого воздуха, поступающего в камеру тисков под давлением 500 кПа (5 атм). Шток 9 опускается и поворачивает рычаг 10, который своим плечом через толкатель 11 тянет подвижную губку 4 и зажимает деталь. Воздушная камера этих тисков образуется стенками основания 1 и резиновой диафрагмой 12. Воздух через диафрагму давит на опорное кольцо штока 13 и создает рабочее усилие. Раскрытие губок тисков — не более 80 мм.

Рис. 1.6. Тиски с пневматическим приводом:

  • 1 — основание; 2 — поворотная часть; 3 — крепежные болты; 4 — подвижная губка; 5 — неподвижная губка; 6 — каретка; 7 — ходовой винт; 8 — пружина; 9 — шток; 10 — рычаг; 11 — толкатель; 12 — диафрагма;
  • 13 — кольцо штока

Для выполнения тяжелых работ, связанных с применением ударной нагрузки, применяются стуловые тиски (рис. 1.7). Удлиненным концом неподвижной губки они крепятся к верстаку с помощью лапы и хомута. Изготавливают стуловые тиски из стали.

Ручные тиски, изображенные на рис. 1.8, а, можно держать в руках или закреплять в слесарных тисках. Ручные тиски, представленные на рис. 1.8, б, нельзя закреплять в тисках.

Рис. 1.7. Стуловые тиски:

1 — неподвижная губка; 2 — подвижная губка; 3 — винт; 4 — корпус; 5 — удлиненный конец неподвижной губки

Тиски, показанные на рис. 1.8, в, применяются для закрепления длинных изделий малого диаметра (проволоки). Они состоят из двух губок, соединенных шарнирно накладками 1, к внутренним поверхностям которых жестко прикреплен винт 2. При навинчивании на него рукоятки 4 ее коническая часть 3 раздвигает нижние концы губок. При этом верхние концы губок зажимают обрабатываемую деталь 5, нижний конец которой может проходить через отверстия винта и рукоятки.

Для временного скрепления деталей применяют различного рода струбцины (рис. 1.9). Параллельная струбцина (рис. 1.9, а) состоит из двух планок и винтов. Вращая винты, можно сдвигать или раздвигать планки и таким образом закреплять или высвобождать детали. Скобообразные струбцины (рис. 1.9, б) имеют скобу 3 и винт 2 с опорой 1, которая может вращаться относительно винта. Касаясь закрепленной детали, опора останавливается и потому не повреждает поверхность изделия.

Рис. 1.8. Ручные тиски:

а, б — шарнирные; в — с рукояткой (1 — накладка; 2 — винт; 3 — коническая часть рукоятки; 4 — рукоятка; 5 — деталь)

Рис. 1.9. Струбцины:

а — параллельная; б — скобообразная (1 — опора; 2 — винт; 3 — скоба)

Для заточки инструмента применяются заточные станки (рис. 1.10). Станок имеет корпус, внутри которого размещается электродвигатель. На его валу устанавливаются абразивные круги, защищенные кожухом. Односторонние заточные станки имеют один круг, двусторонние — два круга, установленных на оба конца вала. Перед установкой круг проверяется путем наружного осмотра и простукивания деревянным молотком. Круг не должен иметь внешних дефектов. При наличии трещин он издает глухой дребезжащий звук. Круги диаметром более 125 мм испытываются при скоростях, превышающих рабочие скорости на 50 %.

Рис. 1.10. Заточный станок модели СА600

Сверлильные станки подробно рассматриваются в гл. 9.

Рычажные ножницы (рис. 1.11) применяют для резки листового материала, круглых прутков и угольников. Они состоят из двух плоских ножей — верхнего 2 и нижнего 4. Верхний нож имеет рукоятку 3. Ножи соединены между собой шарнирно с помощью пальца 1. Круглый прутковый материал и угольники вставляются в соответствующие отверстия ножей 2,4, и с помощью нажима на рукоятку 3 производится их разрезание.

На рис. 1.12 показана конструкция винтового пресса. Он состоит из корпуса 1, винта 2, штурвала 3 и гайки 4. Его применяют для правки, гибки, запрессовки. Вращая штурвал, создают необходимое усилие.

Рис. 1.11. Рычажные ножницы:

  • 1 — палец; 2 — верхний нож;
  • 3 — рукоятка; 4 — нижний нож;
  • 5 — основание

Рис. 1.12. Конструкция винтового пресса:

Для размещения заготовок и деталей, приспособлений и инструмента, вспомогательных материалов устанавливают инструментальные шкафы, стеллажи, столы и тару для заготовок (деталей) и стружки.

Оборудование слесарных мастерских

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

ЧАСТЬ 2

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

А. А. Рауба, А. В. Обрывалин, С. В. Петроченко

Читать еще:  Токарный инструмент по дереву своими руками

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний к выполнению индивидуальных

заданий в слесарных мастерских студентами 1-го курса

Учебная практика: Часть 2.Методические указания к выполнению
индивидуальных заданий / А. А. Рауба, А. В. Обрывалин, С. В. Петроченко;
Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2010. 50 с.

Методические указания содержат теоретические знания о научной организации рабочего месте слесаря, слесарном оборудовании и инструменте, технологических приемах выполнения слесарных и контрольно-измерительных операций, а также необходимые знания для выполнения индивидуальных заданий в слесарных мастерских.

Предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения.

Библиогр.: 4 назв. рис. 17.

Рецензенты: кандидат техн. наук, доцент А. В. Солдаткин;

кандидат техн. наук, доцент П. Н. Блинов

© Омский гос. университет

путей сообщения, 2012

Учебные заведения системы высшего профессионально-технического образования призваны обеспечить высокий уровень подготовки специалистов, дать базовые знания и умения выполнять работы по специальности, отвечающие современным требованиям научно-технического и социального прогресса.

Методические указания содержат теоретические знания о научной организации рабочего места слесаря, слесарном оборудовании и инструменте, технологических приемах выполнения слесарных и контрольно-измерительных операций, а также необходимые знания для выполнения индивидуальных заданий в слесарных мастерских.

Практическое занятие №1

Общие сведения о слесарном деле

Цель работы – ознакомиться с оборудованием слесарных мастерских, принципом организации рабочего места слесаря, техникой безопасности в слесарных мастерских.

Порядок выполнения работы

1) Познакомиться с оборудованием слесарных мастерских, организацией рабочего места слесаря.

2) Изучить требования техники безопасности при выполнении работ в слесарных мастерских.

Содержание отчета

1) Эскиз слесарного верстака с указанием его основных компонентов.

2) Классификация, назначение и устройство тисков с указанием их основных частей.

Вопросы для самоконтроля

1) Каковы основные принципы организации рабочего места слесаря?

2) Из каких основных элементов состоит слесарный верстак?

3) Какие преимущества и недостатки конструкции стуловых тисков вы знаете?

4) Из какого материала изготавливают корпус поворотных тисков с параллельными губками.

5) Каковы требования техники безопасности при выполнении работ в слесарных мастерских?

Практическое занятие №2

Цель работы – ознакомиться с назначением, основными видами разметки, применяемыми оборудованием и инструментом, техникой безопасности при выполнении разметки.

Общие сведения

Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контуры будущей детали или места, подлежащие обработке. Выполнение разметки необходимо для того, чтобы знать, где и до каких размеров вести обработку заготовки [1, 3].

Разметку выполняют точно и аккуратно, потому что ошибки, допущенные при разметке, могут привести к тому, что изготовленная деталь окажется бракованной. Может быть и наоборот: неточно отлитую и поэтому забракованную заготовку можно исправить тщательной разметкой, перераспределив припуски для каждой разметочной поверхности.

Точность, достигаемая при обычных методах разметки, составляет примерно 0,5 мм. При точной разметке ее можно повысить до сотых долей миллиметра.

Разметка применяется преимущественно в единичном и мелкосерийном производстве.

В зависимости от формы размечаемых заготовок и деталей, разметка делится на плоскостную и пространственную (объемную).

Плоскостная разметка

Плоскостная разметка, выполняемая обычно на поверхностях плоских, деталей, на полосовом и листовом материале, заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам.

Для выполнения разметки используются разметочные плиты, подкладки, поворотные приспособления, домкраты и др.

На разметочной плите устанавливают подлежащие разметке детали и располагают все приспособления и инструмент. Разметочная плита отливается из мелкозернистого серого чугуна. В нижней ее части имеются ребра жесткости, предохраняющие плиту от возможного прогиба под действием силы тяжести самой плиты и размечаемые деталей. Верхнюю рабочую поверхность и боковые стороны плиты точно обрабатывают на строгальных станках и затем шабрят.

Поверхность плиты всегда должна быть сухой и чистой. После работы плиту обметают щеткой, тщательно протирают тряпкой, смазываю маслом для предохранения от коррозии и накрывают деревянным щитом. Не менее одного раза в неделю плиту промывают скипидаром или керосином. Нельзя передвигать по плите размечаемые заготовки во избежание появлению забоин и царапин.

Необработанные заготовки устанавливают не непосредственно на плиту, а на специальные подкладки или домкраты.

Применяемые при разметке инструменты и приспособления передвигают по плите плавно. Рабочую поверхность плиты рекомендуется натирать графитовым порошком.

Перед разметкой необходимо обязательно выполнить выверку установленной заготовки с помощью специальных подкладок, призм и домкратов.

Инструмент, применяемый при разметке.

Чертилка – слесарный инструмент, применяющийся для нанесения линий (рисок), путем царапания предварительно подготовленной поверхности (окрашенной или обмеленной). Чертилка круглая представлена на рис. 2.1.

Кернер – слесарный инструмент, применяющийся для нанесения углублений (кернов) на предварительно размеченных линиях (керны делают для того, чтобы риски были отчетливо видны и не стирались в процессе обработки детали). Кернеры изготавливают из инструментальной углеродистой или легированной стали У7А, У8А, 7ХФ или 8ХФ.Рабочую часть кернеров (конус) термически обрабатывают на длине 15 – 30 мм, до твердости НRС 55 – 59, а ударную часть – на длине 15 – 25 мм до твердости НRС 40 – 45. Средняя часть кернера имеет рифление (накатку) для удобства работы. Различают кернеры: обыкновенные, специальные, пружинные (механические), электрические и др.

Обыкновенный кернер (рис. 2.2)представляет собой стальной стержень длиной 100, 125 или 160 мм и диаметром 8, 10 или 12 мм; его боек имеет сферическую поверхность.

Циркуль – слесарный инструмент, который используют для разметки окружностей и дуг, деления отрезков и окружностей, а также для геометрических построений. Циркулями пользуются и для переноса размеров с измерительных линеек на деталь.

Разметочные циркули бывают простыми или с дугой, точными (рис. 2.3, а)и пружинными (рис. 2.3, б). Простой циркуль состоит из двух шарнирно соединенных ножек – целых или со вставными иглами (рис. 2.3, в); нужный раствор ножек фиксируется винтом.

Конспект урока по теме: Слесарная мастерская, планирование и оборудование

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема: Слесарная мастерская, планировка, оборудование

В профессионально-технических колледжах более распространены слесарные мастерские, так как общеслесарную подготовку в различном объеме проходят учащиеся большого количества профессий. В такой мастерской учащиеся обучаются ручным и механизированным слесарным операциям и несложной сборки.

Учебные слесарные мастерские позволяют организовать фронтальное обучение учащихся в соответствии с учебными программами.

Схема слесарной мастерской показана на рис. 8.

Рис. 8. Схема слесарной мастерской

1 — рабочее место мастера. 2 — комбинированный шкаф с классной доской.3 — стол мастера. 4 — демонстрационный верстак. 5 — выдвижные скамейки для учащихся. 6 — слесарные верстаки. 7 — разметочная плита. 8, 9, 10 — станки. 11 — стенд по правилам внутреннего распорядка и технике безопасности.12 — стенды, наглядные пособия, таблицы.

Читать еще:  Электроинструмент в леруа мерлен

Образец современной производственной мастерской сварки, созданный в профессионально-техническом училище № 15 г. Цоскресенска Московской области показан на рис. 9.

Рис. 9 . Схема мастерской сварки

Мастерская отличается хорошо продуманной планировкой и размещением всех сварочных агрегатов и машин, отвечает высоким требованиям современного учебного процесса.

При создании мастерской необходимо исходить из того, что размеры помещения должны позволять организовать одновременное обучение учебной группы учащихся (площадь на 1-го учащегося 4,5 – 5,4 квадратных метра.)

Высота помещения должна быть не менее 3,25 м. Оно должно иметь нормальное естественное и искусственное освещение.

Естественная освещенность считается достаточной при отношении 1м 2 площади окна к 8 м 2 площади пола.

Рабочие места учащихся должны быть расположены так, чтобы естественный свет падал с левой стороны. При искусственном освещении световой поток ориентируют в соответствии с технологическими требованиями, обеспечивая наиболее эффективные условия для выполнения работ (рис. 10). Величина освещенности в кабинетах и мастерских зависит от профиля обучения, а также определяется характером выполняемых

работ. Устанавливаемые нормы зависят и от того, какие лампы применяются для освещения — лампы накаливания или люминесцентные

Рис. 10. Выбор рационального расположения источников света

Например, в механических мастерских по обработке древесины и металлов, в столярных и слесарных минимальный уровень освещённости должен быть 150 Вт/м 2 при использовании ламп накаливания. В электротехнических, радиотехнических и швейных мастерских с такими же лампами уровень освещенности должен составлять 200 Вт/м 2 . Замер освещенности проводится на высоте 80 см то пола. При использовании люминесцентных ламп минимальные нормы освещенности берутся в два раза выше.

Многие виды работ, которые выполняют учащиеся в кабинетах и мастерских, требуют дополнительного освещения рабочих мест. Так, при сборке контрольно-измерительных приборов освещенность рабочей площади должна быть 150—180 Вт/м 2 , а при работе с микродеталями радиоэлектронной аппаратуры — 200 Вт/м 2 . Естественно, что ни общее, ни даже зонное освещение не может удовлетворить этим требованиям. Поэтому для выполнения работ с мелкими деталями или при прецизионных работах кабинеты (лаборатории) и мастерские необходимо оснастить установками индивидуального и локального освещения.

Под индивидуальным понимают освещение рабочего места учащегося при помощи дополнительного светильника с лампой накаливания (с защитным щитком или колбой) или люминесцентной лампой. Для индивидуального освещения используют светильники, позволяющие при помощи фиксирующих устройств изменять расстояние до рабочей поверхности и угол рассеяния света.

Естественная и искусственная вентиляция должны обеспечивать воздухообмен не менее 30м. зч на каждого учащегося.

Необходимо поддерживать нормальную температуру воздуха: зимой не ниже +16 0С, летом не выше +20 0 С.

Помещение должно соответствовать санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям (окраска стен, потолка, оборудования, оформление стен, возможность хорошей очистки полов, наличие аптечки и т.п.). Перечень оборудования мастерской определяется учебной программой.

При размещении оборудования в слесарной мастерской должны быть обеспечены максимальные удобства, а также наиболее благоприятны и безопасные условия работы учащихся.

Ширина проходов между торцами верстаков должна быть не менее 0,8м, а между рядами не менее 1,2м.

Ширина основного подхода посередине помещения должна быть не менее 2м.

Если в мастерской труд носит монотонный характер, целесообразно использовать устройства для трансляции функциональной музыки.

Мастер производственного обучения должен знать, что требования санитарии, гигиены и правил безопасности труда тесно переплетаются с психолого-физиологическими и педагогическими требованиями, предъявляемыми к организации и оборудованию кабинетов и мастерских. Так, нормальное освещение и рациональная цветовая гамма стен и оборудования благотворно влияют на психику и эмоциональное состояние учащихся.

Правильному физическому развитию способствуют оптимально созданные рабочие места.

(Тамарин Н.И., Шафаренко М.С. Справочная книга мастера производственного обучения. Москва, 1988 г.).

Установлено, что на физическое напряжение и утомляемость учащихся влияют факторы внешней среды (микроклимат, освещенность, шум, вибрации и т.п.) и факторы, определяемые характером работы (оборудование рабочего места, инструменты, материалы, темп работы и др.). Поэтому при оборудовании помещений кабинетов .(лабораторий) и мастерских необходимо обращать внимание на создание оптимальных условий труда.

Следует уделять должное внимание эстетическому оформлению помещений, особенно окраске стен, полов и оборудования. Цвет для окраски должен быть спокойным с преобладанием зеленых, голубых и палевых тонов.

Знание мастером требований к организации своего рабочего места, учет изменений, происходящих в методике обучения, позволяет устранить имеющиеся недостатки, добиваться лучшей организации производственного обучения.

Колонны окрашиваются краской светлозеленого цвета, панели стен окрашивают масляной краской светлозеленого (палевого) цвета.

Верстаки, инструментальные трубочки, шкафы, стеллажи следует окрашивать в зеленые или желтые цвета.

Важное значение должно придаваться озеленению интерьера мастерских. Этот фактор оказывает положительное психологическое влияние на учащихся. Слесарная мастерская обеспечивается доброкачественной питьевой водой, всеми необходимыми средствами и материалами для оказания первой доброкачественной помощи.

Одним из основных условий, обеспечивающих высокую производительность труда, является рациональная организация рабочих мест мастера и учащихся.

Рабочее место мастера

Рабочее место мастера производственного обучения – специальный участок учебной мастерской, оснащенный необходимыми учебными средствами и оборудованием, предназначенными для выполнения им обязанностей по профессиональной подготовке учащихся.

Рабочее место должно быть расположено так, чтобы он мог видеть всех учащихся группы.

Желательно располагать его на полу 3,5 х 2м., используя для этого помост, возвышающий над полом на 25-30см.

На рабочем месте должны быть: рабочий стол, стул, классная доска, устройства для хранения документов, приспособлений, материалов, документации.

С учетом опыта оборудования на рабочем месте можно иметь: комбинированный шкаф для хранения, систематизации и использования дидактических и технических средств обучения, устройства для сидения учащихся во время их коллективного инструктирования, пульт управления техническими средствами обучения, комбинированная доска – экран, электромагнитная доска, специальный стол для приемки выполненных работ учащихся.

При наличии площади в учебной мастерской необходимо оборудовать препараторскую, где установить ТСО, необходимое количество шкафов и стеллажей для хранения и подготовки дидактического оснащения уроков.

Особое внимание мастер должен уделить оборудованию устройства для демонстрации приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак).

На рабочем месте должны быть все необходимые справочные таблицы, справочная литература, учебные пособия.

В учебных заведениях профессионально-технического образования накоплен большой опыт по созданию и оборудованию рабочих мест мастера и преподавателя.

На рис. 11 показано рабочее место мастера в слесарной мастерской ПТУ № 22 г. Санкт-Петербурга.

(С.Я. Батышев. Научная организация учебно-воспитательного процесса. Москва, 1975 г.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector