Фрезерный станок коробка подач
Консольно-фрезерный станок 6Р82,6Р82Г
Вы здесь
Консольно-фрезерный станок 6Р82 и 6Р82Г предназначен для обработки деталей из различных материалов (сталь, чугун, цветные материалы) дисковыми, концевыми, торцевыми и пальцевыми фрезами в условиях единичного и крупносерийного производства.
На фрезерном станке возможно обрабатывать детали различной конфигурации и сложности, вертикальные и горизонтальные плоскости, шпоночные пазы, зубья шестерен. Также возможно фрезерование различных спиралей при помощи поворота стола вокруг своей оси на 45 градусов.
Технологические возможности фрезерного станка могут быть расширены с использование делительных головок, поворотного стола или накладной фрезерной головки.
Класс точности станка — Н- нормальный.
Устройство фрезерного станка 6Р82
- Станина;
- Электрооборудование;
- Коробка скоростей;
- Коробка переключения;
- Стол и салазки;
- Консоль;
- Коробка подач.
Органы управления фрезерного станка 6Р82
- Ручка включения поперечной и вертикальной подачи;
- Переключатель ввода;
- Переключатель насоса системы охлаждения;
- Переключатель частоты вращения шпинделя;
- Маховик ручного продольного перемещения шпинделя;
- Рукоятка переключения скоростей вращения шпинделя;
- Кнопка Стоп;
- Кнопка Пуск шпинделя;
- Стрелка-указатель скоростей шпинделя;
- Указатель скоростей шпинделя;
- Кнопка Быстро стол;
- Кнопка Импульс шпинделя;
- Переключатель освещения;
- Ручное перемещение хобота;
- Зажим серьги;
- Звездочка механизма автоматического цикла;
- Ручка включения продольных перемещений стола;
- Зажим стола;
- Переключатель ручного автоматического управления продольными перемещениями стола;
- Маховик ручного продольного перемещения стола станка;
- Кнопка Быстро стол;
- Кнопка Пуск шпинделя;
- Кнопка Стол;
- Маховик ручных перемещений стола станка;
- Лимб механизма перемещений стола станка;
- Кольцо-нониус;
- Ручка ручных вертикальных перемещений стола;
- Зажим поворотных салазок;
- Ручка включения вертикальных и поперечных подач шпинделя;
- Кнопка фиксации грибка переключения подач стола;
- Грибок переключения подач стола;
- Указатель подач;
- Стрелка-указатель подач стола;
- Ручка зажима салазок на направляющих консоли;
- Ручка включения продольной подачи стола;
- Переключатель автоматического или ручного управления круглого стола;
- Ручка зажима консоли на станине станка;
- Зажим хобота на станине станка.
Кинематическая схема консольно-фрезерного станка 6Р82
Коробка скоростей консольно-фрезерного станка 6Р82
Коробка скоростей консольно-фрезерного станка смонтирована в чугунном корпусе станины. Соединение коробки скоростей с валом осуществляется при помощи упругой муфты.
Шпиндель коробки скоростей представляется собой трехопорный вал, точность которого определяется подшипниками 2 и 4. Третий подшипник предназначен для поддержания хвостовика шпинделя.
Регулировка осевого зазора осуществляется подшлифовкой колец 9 и 10. Повышенный люфт(зазор) в переднем подшипнике устраняется подшлифовкой полуколец 5 и подтягиванием гайки 1.
Смазка коробки скоростей осуществляется с помощью плунжерного насоса, производительностью 2л/мин. Остальные элементы коробки скоростей станка смазываются с помощью разбрызгивающего масла, поступающего из отверстий трубки, расположенной над коробкой скоростей станка.
Коробка переключения скоростей фрезерного станка 6Р82
Коробка переключения скоростей фрезерного станка 6р82 позволяет выбрать требуемую скорость вращения без последовательных промежуточных ступеней.
Рейка передвигается с помощью рукоятки 5, посредством сектора 2 через вилку 10 перемещает в осевом направлении валик 3 с диском переключения 9. Диск переключения поворачивается при помощи указателя скоростей 11 через коническую передачу 2 и 4. На диске расположены отверстия определенного размера, расположенных напротив штифтов реек 5 и 7, зацепляющихся попарно с шестерней 6.
Регулировка пружины 13 осуществляется пробкой 14 с учетом фиксации лимба и нормального усилия при его повороте.
Ручка 5 во включенном положении удерживается с помощью пружины 4 и шарика 3. Также шип рукоятки входит в сопряжение с пазом фланца.
Зазор к конической передачи не должен превышать 0,2мм, за счет этой величины, диск может провернуться до 1 мм.
Коробка подач фрезерного станка
Коробка подач обеспечивает получение рабочих подач (S) и ускоренных перемещений стола, консоли и салазок.
В результате вращение блоков, получаемые скорости передаются на вал 12 через шариковую предохранительную муфту 4 и втулку 3, соединенной шпоночным соединением с кулачковой муфтой 4 и выходным валом 12.
Диски фрикционной муфты через один связаны с корпусом фрикциона и втулкой 15, которая соединена шпонкой с валом 12.
При нажатии кулачковой муфты 4 на торец втулки 5 и далее на гайку 14, диски 7 и 8 сжимаются и передают крутящий момент валу 12 и шестерни 10.
Коробка переключения подач фрезерного станка.
Коробка переключения подач состоит в узле коробки подач. Принцип работы аналогичный принципу работы коробке переключения скоростей.
Для предотвращения осевого смещения диска 9 (рис.) валик 1 запирается во включенном положении при помощи двух шариков 6 и втулкой 2. Попадая в кольцевую проточку валика 3, шарики освобождают от фиксации валик 1 при нажатии на кнопку 4.
Фиксация поворота диска переключения 9 осуществляется шариком 8 через фиксаторную втулку 5, связанную шпонкой с валом 1.
Фрезерный станок коробка подач
Вертикальные консольно-фрезерные станки общего назначения 6Р12, 6Р12Б, 6Р13, 6Р13Б.
Станки сходны между собой по конструкции, широко унифицированы и являются дальнейшим усовершенствованием аналогичных станков серии М.
Станок 6Р12 отличается от станка 6P13 установленной мощностью двигателей главного движения и подач, размерами рабочей поверхности стола и величинами перемещения стола.
Быстроходные станки 6Р12Б и 6Р13Б имеют, в отличие от станков 6Р12 и 6Р13, повышенный диапазон чисел оборотов шпинделя и подач стола к повышенную мощность двигателя главного движения.
Кинематическая схема
Привод главного движения осуществляется от фланцевого электродвигателя через упругую соединительную муфту.
Числа оборотов шпинделя изменяются передвижением трех зубчатых блоков по шлицевым валам.
Коробка скоростей сообщает шпинделю 18 различных скоростей.
Графики чисел оборотов шпинделя станка, поясняющие структуру механизма, главного движения, приведены на рис. 4 и 5.
Привод подач осуществляется от фланцевого электродвигателя, смонтированного в консоли. Посредством двух трехвенцовых блоков и передвижного зубчатого колеса с кулачковой муфтой коробка подач обеспечивает получение 18 различных подач, которые через шариковую предохранительную муфту передаются в консоль и далее, при включении соответствующей кулачковой муфты, к винтам продольного, поперечного н вертикального перемещения.Ускоренные перемещения получаются при включении фрикциона быстрого хода, вращение которого осуществляется через промежуточные зубчатые колеса непосредственно от электродвигателя подач.
Фрикцион сблокирован с муфтой рабочих подач, что устраняет возможность их одновременного включения.
Графики, поясняющие структуру механизма подач станка, приведены на рис. 6 и 7. Вертикальные подачи в 3 раза меньше продольных и поперечных.
Станина
Станина является базовым узлом, на котором монтируются остальные узлы и механизмы станка.
Станина жестко закреплена на основании и зафиксирована штифтами.
Поворотная головка
Поворотная головка (рис. 8) центрируется в кольцевой выточке горловины станины и крепится к ней четырьмя болтами, входящими в Т-образный паз фланца станины (затяжку болтов производить специальным ключом 6Р12.0П.40 на станках 6Р12. 6Р12Б и специальным ключом 6Р 13.0П.40 на станках 6P13, 6Р13Б).
Шпиндель представляет собой двухопорный вал. смонтированный в выдвижной гильзе. Регулирование осевого люфта в шпинделе осуществляется полшлифовкой колец 3 и 4. Повышенный люфт в переднем подшипнике устраняют подшлифовкой полуколец 5 и подтягиванием гайки.
Регулировку проводят и следующем порядке:
— выдвигается гильза шпинделя;
— демонтируется фланец 6;
— с правой стороны корпуса головки вывертывается резьбовая пробка;
— через отверстие отвертыванием винта 2 расконтривается гайка 1;
— стальным стержнем гайка 1 застопоривается. Поворотом шпинделя за сухарь гайку подтягивают и этим перемещают внутреннюю обойму подшипника.
После проверки люфта в подшипнике производят обкатку шпинделя на максимальном числе оборотов При работе о течение часа избыточная внутренней поверхности инструментального конуса не должна превышать 55°С:
— замеряется величина зазора между подшипником и буртом шпинделя, после чего полукольца 5 подшлифовываются на необходимую величину;
— полукольца устанавливаются на место и закрепляются;
— привертывается фланец 6. Для устранения радиального люфта в 10 мкм полукольца необходимо подшлифовать примерно на 120 мкм.
Коробка скоростей
Коробка скоростей смонтирована непосредственно в корпусе станины. Соединение коробки с валом электродвигателя осуществляется упругой муфтой, допускающей несоосность в установке двигателя до 500—700 мкм.
Осмотр коробки скоростей можно произвести через окно с правой стороны.
Смазка коробки скоростей осуществляется от плунжерного насоса (рис. 9), приводимого в действие эксцентриком. Производительность насоса около 2 л/мин. Масло к насосу подводится через фильтр. От насоса масло поступает к маслораспределителю, от которого по трубке отводится па глазок контроля работы насоса и по гибкому шлангу в поворотную головку. Элементы коробки скоростей смазываются разбрызгиваем масла, поступающего из отверстий трубки маслораспределителя, расположенного над коробкой скоростей.
Коробка переключения скоростей
Коробка переключения скоростей позволяет выбирать требуемую скорость без последовательного прохождения промежуточных ступеней.
Рейка 1 (рис. 10), передвигаемая рукояткой переключения 5, посредством сектора 2 через вилку 10 (рис. 11) перемещает в осевом направлении главный валик 3 с диском переключения .9.
Диск переключения поворачивается указателем скоростей 11 через конические шестерни 2 и 4. Диск имеет несколько рядов определенного размера отверстий, расположенных против штифтов реек 5 и 7,
Рейки попарно зацепляются с зубчатым колесом 6. Па одной из каждой пары реек крепится вилка переключения При перемещении диска нажимом на штифт одной из пары обеспечивается возвратно-поступательное перемещение реек.
При этом вилки и конце хода диска занимают положение, соответствующее зацеплению определенных пар шестерен. Для исключения возможности жесткого упора шестерен при переключении штифты 8 реек подпружинены.
Фиксация лимба при выборе скорости обеспечивается шариком 1. заскакивающим в паз звездочки 12.
Регулирование пружины 13 производится пробкой 14 с учетом четкой фиксации лимба и нормального усилия при его повороте.
Рукоятка 5 (см. рис. 10) во включенном положении удерживается за счет пружины 4 и шарика 3. При этом шип рукоятки входит в паз фланца.
Соответствие скоростей значениям, указанным на указателе, достигается определенным’ положением конических колес по зацеплению. Правильное зацепление устанавливается по кернам на торцах сопряженного зуба и впадины или при установке указателя в положение скорости 31,5 об/мим и диска с вилками о положение скорости 31,5 об/мин (для станков моделей 6Р12Б и 6Р13Б соответствующая скорость равна 50 об/мин). Зазор в зацеплении конической пары не должен быть больше 0,2 мм. так как диск за счет этого может повернуться до 1 мм.
Коробка подач
Коробка подач обеспечивает получение рабочих подач и быстрых перемещений стола, салазок и консоли. Кинематику коробки подач см. на рис. 3.
Получаемые в результате переключения блоков скорости вращения передаются на выходной вал 12 (рис. 12) через шариковую предохранительную муфту, кулачковую муфту 4 и втулку 3, соединённую шпонкой с кулачковой муфтой 4 и выходным валом 12.
При перегрузке механизма подач шарики, находящиеся в контакте с отверстиями кулачковой втулки 2, сжимают пружины и выходят из контакта. При этом зубчатое колесо 17 проскальзывает относительно кулачковой втулки 2 и рабочая подача прекращается. Быстрое вращение передается от электродвигателя, минуя коробку подач, зубчатому колесу 13, которое сидит на хвостовике корпуса фрикциона 9 к имеет таким образом постоянное число оборотов. При монтаже необходимо проверить затяжку гайки 11. Корпус фрикционной муфты должен свободно вращаться между зубчатым колесом 10 и упорным подшипником.
Диски фрикциона через один связаны с корпусом фрикциона, который постоянно вращается, и втулкой 15, которая в свою очередь соединена шпонкой с выходным валом 12.
При нажатии кулачковой муфтой 4 па торец втулки 5 и далее на гайку 14 диски 7 и 8 сжимаются и передают быстрое вращение выходному валу 12 и зубчатому колесу 10.
При регулировании предохранительной муфты снимается крышка 2 (рис. 13) и вывертывается пробка 1.
На место пробки вставляется стальной стержень так, чтобы его конец вошел в одно из отверстий на наружной поверхности гайки 18 (см. рис. 12), которая застопоривается. Плоским стержнем через окно крышки повертывается ля зубья зубчатое колесо 17. После регулировки гайка обязательно контрится от самопроизвольного отворачивания стопором 1.
Консоль
Консоль является базовым узлом, объединяющим узлы цепи подач станка В консоли смонтирован ряд валов и зубчатых колес, передающих движение от коробки подач в трех направлениях—к винтам продольной, поперечной и вертикальной подач, механизм включения быстрого хода, электродвигатель подач. В узел «КОНСОЛЬ» входит также механизм включения поперечных и вертикальных подач.
Зубчатое колесо 8 (рис. 15) получает движение от колоса 10 (см. рис. 12) и передает его на зубчатые колеса 7, 4, 2 и 1 (см. рис. 15). Зубчатое колесо 4 смонтировано на подшипнике и может передавать движение валу только через кулачковую муфту 6, связанную с валом. Далее через пару цилиндрических и пару конических колес движение передается на винт 16.
Зацепление конической пары 12 и 10 отрегулировано компенсаторами 14 и 15 и зафиксировано винтом, входящим в засверловку пальца 13.
Втулка 11 имеет технологическое значение и никогда не демонтируется.
Гайка вертикальных перемещений закреплена а колонке. Колонка установлена точно по винту и зафиксирована штифтами на основании станка.
Зубчатое колесо 2, смонтированное на гильзе, через шпонку и шлицы постоянно вращает шлицевый вал IX цепи продольного хода.
Механизм включения поперечной и вертикальной подач
Механизм включения поперечной и вертикальной подач выполнен в отдельном корпусе и управляет включением и отключением кулачковых муфт поперечной и вертикальной подач и электродвигателя подач.
При движении рукоятки вправо или влево, вверх или вниз связанный с ней барабан 1 (рис. 17) совершает соответствующие движения и своими скосами управляет через рычажную систему включением кулачковых муфт, а через штифты —конечными выключателями мгновенного действия, расположенными ниже механизма и предназначенными для реверса электродвигателя подачи.
Тяга 2 связывает барабан с дублирующей рукояткой. В своей средней части на ней закреплен рычаг, на который действуют кулачки, ограничивающие поперечный ход. В конце тяга имеет рычаг для ограничения вертикальных перемещений. При включениях и выключениях поперечного хода тяга перемещается поступательно, а вертикального хода — поворачивается.
Блокировке, предохраняющая от включения маховички и рукоятки ручных перемещений при включении механической подачи, включает в себя коромысло и штифт 5 (см. рис. 15).
При включении кулачковой муфты рукояткой подачи коромысло 6 при перемещении муфты поворачивается, передвигает штифт, который упирается в дно кулачковой муфты маховичка или рукоятки, и отодвигает их, не давая возможности кулачкам сцепиться.
Если система имеет повышенный люфт, необходимо выпрессовать пробку вала VII, расконтрить гайку 3 (см. рис. 17) и подвернуть винт 4. После проверки люфта необходимо тщательно законтрить гайку 3.
Стол и салазки
Стол и салазки обеспечивают продольные и поперечные перемещения стола.
Ходовой винт 1 (рис. 20) получает вращение через скользящую шпонку гильзы, смонтированную во втулках 5 и 7. Гильза через шлицы получает вращение от кулачковой муфты 6 при сцеплении ее с кулачками втулки 5, жестко связанной с коническим зубчатым колесом 4. Втулка 5 имеет зубчатый венец, с которым сцепляется зубчатое колесо привода круглого стола. Кулачковая муфта 6 имеет зубчатый венец для осуществления вращения винта продольной подачи при перемещениях от маховичка. Зубчатое колесо 9 (см. рис. 24) подпружинено на случай попадания зуба на зуб. Зацепление с шестерней 9 может быть только в случае расцепления муфты 6 с втулкой 5 (см. рис. 20). люфта необходимо производить до тех пор, пока люфт ходового винта, проверяемый поворотом маховичка продольного хода, окажется не более 4—5° и пока при перемещении стола вручную не произойдет заклинивание винта на каком-либо участке, необходимом для рабочего хода.
После регулировки нужно, затянув гайку 1 (см. рис. 21), зафиксировать валик 2 в установленном положении.Стол в своих торцах соединяется с ходовым винтом через кронштейны, установка которых производится по фактическому расположению винта, и фиксируется контрольными штифтами. Упорные подшипники смонтированы на разных концах винта, что устраняет возможность его работы на продольный изгиб. При монтаже винта обеспечивается предварительный натяг ходового винта гайками с усилием 100—125 кгс.
Зазор в направляющих стола и салазок выбирается клиньями. Регулирование клипа I стола (рис. 22) производится при ослабленных гайках 2 и 4 подтягиванием винта 3 отверткой. После проверки регулирования ручным перемещением стола гайки надежно затягиваются.
Фрезерный станок коробка подач
Рисунок 28 — Разрез по выходному валу коробки подач
Рисунок 29 — Коробка подач
Рисунок 30 — Механизм переключения подач
Коробка подач обеспечивает получение рабочих подач и быстрых перемещений стола, салазок и консоли.
Получаемые в результате переключения блоков скоростей вращения передаются на выходной вал В (рис. 31) через шариковую предохранительную муфту, кулачковую муфту 46 и втулку 45, соединенную шпонкой с кулачковой муфтой 46 и выходным валом В.
При перегрузке механизма подач шарики, находящиеся в контакте с отверстиями кулачковой втулки 44, сжимают пружины и выходят из контакта. При этом зубчатое колесо 41 проскальзывает относительно кулачковой втулки 44 и рабочая подача прекращается.
Быстрое вращение передается от электродвигателя, минуя коробку подач, зубчатому колесу С, которое сидит на хвостовике корпуса фрикциона 51 и имеет, постоянное число оборотов. При монтаже необходимо проверить затяжку гайки 52.
Корпус фрикционной муфты должен свободно вращаться между зубчатым колесом А и упорным подшипником. Диски фрикциона через один связаны с корпусом фрикциона, который постоянно вращается, и втулкой 39, которая соединена шпонкой с выходным валом В.
При нажатии кулачковой муфтой 46 на торец втулки 47 и далее на гайку 38 диски 49 и 50 сжимаются и передают быстрое вращение выходному валу В и зубчатому колесу А.
Коробка переключения подач входит в узел коробки подач. Принцип ее работы аналогичен работе коробки переключения скоростей.
Для предотвращения смещения диска 63 (рис. 31) в осевом направлении валик 55 запирается во включенном положении двумя шариками 60 и втулкой 56. Попадая в кольцевую проточку валика 57, шарики освобождают от фиксации валик 55 при нажиме на кнопку 58.
Фиксация поворота диска переключения 63 осуществляется шариком 62 через фиксаторную втулку 59, связанную шпонкой с валиком 55.
Смазка коробки подач осуществляется разбрызгиванием масла, поступающего из системы смазки консоли. Кроме того, в нижней части платика консоли имеется отверстие, через которое смазка поступает к маслораспределителю коробки подач.
От маслораспределителя отводится две трубки: на глазок контроля работы насоса и для смазки подшипников. Непосредственно через маслораспределитель масло подается на смазку подшипников фрикционной муфты.
Для достижения плотности стыка коробки подач и консоли разрешается установка коробки подач вместе с прокладкой ,устойчивой к попаданию масла.
Механизм включения быстрого хода стола включает кулачковую муфту подачи 46 и сжимает диски 49 и 50 фрикционной муфты (рис 32).
Механизм переключения подач.
Коробка подач имеет однорукояточное селективное управление (рис. 34). Переключение подач осуществляется передвижением зубчатых блоков A, B и C или отдельных зубчатых колес с помощью вилок, закрепленных на соответствующих рейках.
Рисунок 31 — Механизм переключения подач станка
Рисунок 32 — Схема работы механизма переключения подач
Механизм включения поперечных и вертикальных подач
Механим выполнен в отдельном корпусе и управляет включением и отключением кулачковых муфт поперечной и вертикальной подач и электродвигателя подачи.
При движении рукоятки вправо или влево, вверх или вниз связанный с ней барабан 95 ( рис. 33) совершает соответствующие движения и своими скосами управляет через рычажную систему 97 включением кулачковых муфт, а через штифты — конечными выключателями мгновенного действия, расположенными для реверса электродвигателя подачи. Тяга 96 связывает барабан с дублирующей рукояткой. В своей средней части на ней закреплен рычаг, на который действуют кулачки, ограничивающие поперечный ход. В конце тяга имеет рычаг для ограничения вертикальных перемещений. При включении и выключениях поперечного хода тяга перемещается поступательно, а вертикального хода — поворачивается. Блокировка, предохраняющая от включения включает в себя коромысло и штифт.
Рисунок 33 — Механизм включения вертикальной и поперечной подач
Механизм включения продольной подачи
Механизм осуществляет включение кулачковой муфты продольного хода, а также включение, выключение и реверсирование электродвигателя подач.
Рукоятка 118 (рис. 34) жестко соединена с осью 116 и поворачивает рычаг 115 ,по криволинейной поверхности которого в процессе переключения катится ролик. При нейтральном положении рычага 122 ролик находится в средней впадине, при включенном — в одной из боковых впадин.
Движение ролика 127 через рычаг 128 передается штоку 137 и через зубчатое колесо 139 рейке 138 и вилке 140, ведущей кулачковую муфту 103.
Пружина 134, регулируемая пробкой 133, постоянно нажимает на шток 137. Пружина 136 обеспечивает возможность включения рукоятки при попадании зуба на зуб кулачковой муфты. Регулирование пружины 136 производится винтом 135 при помощи ключа. Включение и реверсирование электродвигателя подач производится конечными выключателями 129. Отключение двигателя происходит после выключения кулачковой муфты.
Рисунок 34 — Механизм включения продольной подачи. Разрез по рукоятке
Коробка переключения скоростей
Коробка переключения скоростей позволяет выбирать требуемую скорость без последовательного прохождения промежуточных ступеней.
Рейка 19 (рис. ЧГ), передвигается рукояткой переключения 18 посредством сектора 15 через вилку 22 перемещает в осевом направлении главный валик 29 с диском переключения 21. Диск переключения можно поворачивать указателем скоростей 23 через конические шестерни 28 и 30. Диск имеет несколько рядов определенного размера отверстий, расположенных против штифтов реек 31 и 33. Рейки попарно зацепляются с зубчатым колесом 32. На одной из каждой пары реек крепится вилка переключения. При перемещении диска нажимом на штифт одной из пары, обеспечивается возвратно-поступательное перемещение реек.
При этом вилки в конце хода диска занимают положение, соответствующее зацеплению определенных пар шестерен. Для исключения возможности жесткого упора шестерен при переключении штифты 20 реек подпружинены.
Фиксация лимба при выборе скорости обеспечивается шариком 27, заскакивающим в пазы звездочки 24.
Соответствие скоростей значениям, обозначенным на указателе, достигается определенным положением конических колес по зацеплению.
Смазка коробки переключения осуществляется от системы смазки коробки скоростей разбрызгиванием масла, поступающего из трубки в верхней части станины. Отсутствие масляного дождя может вызвать недопустимый нагрев щечек вилок переключения и привести к заеданию вилок, их деформации или поломке.
Рисунок — Разрез по осям коробки переключения скоростей
КОНСОЛЬНО-ФРЕЗЕРНЫЕ СТАНКИ
Консольно-фрезерные станки имеют широкое применение в металлообработке для обработки сравнительно небольших заготовок в условиях единичного и серийного производства. Они являются одним из наиболее распространенных типов фрезерных станков общего назначения. Свое название эти станки получили по названию одного из конструктивных элементов станка-консоли.
Консоль представляет собой узел типа кронштейна, который перемещается по направляющим станины станка, обеспечивая вертикальное перемещение заготовки. Поперечное движение обеспечивается перемещением поперечных салазок по направляющим консоли, а продольное перемещение за счет перемещения стола станка по направляющим поперечных салазок.
Консольно-фрезерные станки могут быть горизонтальными с горизонтальным расположением оси вращения фрезы, вертикальными с вертикальным расположением оси вращения фрезы, универсальными (с поворотным столом) и широкоуниверсальными . Широкоуниверсальные консольно-фрезеные станки в отличие от универсальных имеют дополнительный шпиндель, поворачивающийся вокруг вертикальной и горизонтальной осей. Имеются также широкоуниверсальные станки с двумя шпинделями (горизонтальным и вертикальным) и столом, поворачивающимся вокруг горизонтальной оси. В широкоуниверсальных фрезерных станках шпиндель может быть установлен под любым углом к обрабатываемой заготовке.
Консольный горизонтально-фрезерный станок модели 6Н81
Консольный горизонтально-фрезерный станок
Консольный вертикально-фрезерный станок
Широкоуниверсальный консольный фрезерный станок
Станок модели 6Н81Г предназначен для обработки сравнительно небольших заготовок цилиндрическими, дисковыми, угловыми и фасонными фрезами в единичном и серийном производстве.
Он является представителем одного из наиболее распространенных типов фрезерных станков общего назначения.
С общим устройством горизонтально-фрезерного станка можно познакомиться, где обозначены основные конструктивные элементы станка. На основании (фундаментной плите) установлена пустотелая литая станина, на которой крепятся и по вертикальным направляющим которой перемещаются остальные узлы станка. Внутри станины размещена коробка скоростей, с помощью которой, движение от электродвигателя передается к шпинделю и осуществляется ступенчатое регулирование частоты вращения шпинделя в пределах от 65 до 1800 об/мин. Шпиндель — пустотелый выходной вал коробки скоростей служит для установки в нем оправки для крепления фрезы.
По вертикальным направляющим станины перемещается консоль, несущая на себе поперечные салазки, перемещающиеся по направляющим консоли, в продольных направляющих которой перемещайся стол, служащий для установки приспособлений для закрепления обрабатываемой детали. Внутри консоли размещается коробка подач, которая служит для передачи движения от отдельного электродвигателя к механизмам продольного и поперечного перемещения стола и механизму вертикального перемещения консоли. С помощью коробки подач можно изменять величину продольной, поперечной и вертикальной подачи. Следует иметь в виду, что подача устанавливается с помощью рукояток коробки скоростей в мм/мин, т.е. это минутная подача SM. По горизонтальным направляющим станины перемещается хобот, который с помощью серьги создает дополнительную опору для оправки с установленной на ней фрезой.
Размещение органов управления станком
На передней стороне консоли станка находится кнопочная станция, имеющая три кнопки: верхняя для включения электродвигателя коробки скоростей средняя для включения двигателя коробки подач и нижняя кнопка (красного цвета) — «Стоп» для выключения обоих двигателей.
Горизонтально-фрезерный станок модели 6Н81Г
Установка подачи стола (б). Установка необходимой подачи стола осуществляется поворотом рукоятки 1 на консоли до момента, пока против указателя 2 не остановится необходимая цифра в ряду, помеченном буквами «А» и «Б». После этого нужно поставить рукоятку переключения перебора 3 в соответствующее положение, ориентируясь по укрепленным около рукоятки табличкам с буквами «А» и «Б».
Кинематическая схема станка
Кинематическая схема станка с помощью условных обозначений элементов кинематической цепи показывает возможные пути передачи движения от его источников (электродвигателей) к рабочим органам станка – шпинделю и столу, осуществляющим перемещение инструмента и детали в процессе обработки.
Коробка скоростей
Коробка скоростей состоит из трех основных валов, смонтированных на шарикоподшипниках в отдельном корпусе. Вал I (на кинематических схемах валы обозначаются римскими цифрами) связан с валом закрепленного на корпусе коробки скоростей фланцевого электродвигателя упругой муфтой и несет на себе подвижный блок шестерен 1-2; вал III имеет два блока шестерен 8-9 и 10-11. За счет переключения блоков шестерен получается восемь скоростей вращения (одна на валу I, две на валу II, восемь на валу III).
От коробки скоростей к шпинделю вращение передается тремя клиновыми ремнями, что обеспечивает плавность работы шпинделя.
Шестерня 16 шпинделя имеет на торце кулачки и может скользит на шпонке. При переключении шестерня 16 занимает два рабочих положения: в одном положении включается перебор (механизм, изменяющий частоту вращения сразу в несколько раз, обычно 2-4-6-8) из шестерен 16-18 и 17-19. Во втором положении шестерня 16 сцепляется кулачками с кулачками шпинделя. Таким образом, шпиндель имеет два диапазона частот вращения от 65 до 300 об/мин и от 380 до 1800 об/мин.
Коробка подач, редуктор реверса и механизм переключения подач
Механизм подачи станка состоит из четырех узлов: коробки подач, редуктора, коробки реверса и механизма переключения подач.
Коробка подач состоит из трех валов, смонтированных в отдельном корпусе: вала VIII, связанного упругой муфтой с валом закрепленного на корпусе коробки фланцевого электродвигателя, он является общим для коробки подач и редуктора: вала XIII, которому вал VIII сообщает ускоренное вращение. Вал VIII несет подвижный блок шестерен 21-22 в коробке подач и винтовую шестерню 23 в редукторе. Третьим является вал X, по которому скользят два блока шестерен 29-30 и 31-32, кроме того, на конце его консольно насажена шестерня 38, входящая в полость редуктора. За счет переключения блоков шестерен получается восемь скоростей вращения.
Переключение блоков шестерен осуществляется аналогично коробке скоростей торцевым кулачком 130. Связанным с механизмом переключения подач.
Редуктор имеет назначение понизить скорости вращения, сообщаемые коробкой подач, и обеспечить возможность включения ускоренной подачи в любой момент.
Движение рабочей подачи передается от шестерни 33 и коробки подач через промежуточный вал XI на червячное колесо 43. Червячное колесо сидит на валу XIII редуктора на подшипниках и заклинивается на нем с помощью муфты обгона (позволяет передавать ускоренное движение без остановки рабочего хода) 131.
Ускоренное вращение передается к валу XIII через винтовые шестерни 23-44. Шестерня 44 сидит на валу XIII на подшипниках и может вращать вал только при включении фрикционной муфты 132. Включение фрикционной муфты осуществляется рычагом 111 снаружи консоли., при этом размыкается муфта обгона и вал XIII отключается от червячного колеса.
В редукторе имеется также вал XIV с эксцентриком для привода масло-насоса, получающий вращение с постоянной скоростью от шестерни 45, насаженной на винтовую шестерню 44.
От главного вала редуктора вращение через паразитную шестерню 47 передается в коробку реверса.
Коробка реверса выполняется отдельным узлом и устанавливается в консоли через окно спереди. Назначение ее – получаемое от редуктора движение передать к ходовым винтам продольного, поперечного и вертикального перемещений стола.
На приемном валу XVI установлена шариковая предохранительная муфта механизма подачи 133, отрегулированная на предельный крутящий момент. При превышении допустимого усилия подачи пружины муфты сжимаются, и шарики выходят из зацепления.
От приемного вала XVI коробки реверса непосредственным зацеплением передается вращение одного направления шестернями 53 и 56, а вращение обратного направления передастся через промежуточный вал XVII шестернями 54 и 57.
Шестерни 53 и 54 свободно сидят на винте XVIII поперечной подачи, а шестерни 56 и 57 также свободно сидят на валу XIX, передающем вращение к винту XX вертикальной подачи. С помощью кулачковых муфт 134 и 135, переключаемых рукоятками с рабочего места, четыре названные шестерни могут цепляться с винтом ХVIII и валом XIX, благодаря чему осуществляются механические подачи: поперечная вперед и назад, вертикальная вверх и вниз.
На наружных концах валов XVIII и XIX свободно сидят и сцепляются с валами с помощью кулачковых муфт маховичок 110 и рукоятка 109 для ручных перемещений в поперечном и вертикальном направлениях. Включение кулачковых муфт маховичка, рукоятки и муфт 134 и 135 сблокировано так, что работа от руки невозможна, пока не выключена механическая подача.
Консоль
Консоль представляет собой коробчатую отливку, внутри которой размещаются узлы механизма подачи. С левой стороны крепится фланцем коробка подач с привинченным к ней редуктором. Спереди также фланцем крепятся узлы коробки реверса и механизма переключения подач.
В расточках корпуса консоли монтируются коническая зубчатая передача 58-59 к винту подъема и два промежуточных вала XXI и XXII с шестернями 61, 62 и 63, передающим движение в салазки. Вал XXII крепится вместе с шестеренкой 63 во фланце, который запрессован в расточку консоли сверху. Шестерня 63 выступает над консолью и сцепляется с длинной шестеренкой 64 салазок, сохраняя зацепление в продолжение всего поперечного хода.
Стол и салазки
В расточках нижней части корпуса салазок установлена длинная шестерня 64, паразитная шестерня 65 и валик – коническая шестерня 67 с зубчатым колесом 66. Длинная шестерня, зацепляясь с зубчатым колесом, передает вращение на валик XXV и далее через коническую передачу 67-68 – на вертикальный вал XXVI. Коническая шестерня 69, насаженная на верхнем конце вала XXVI, вращает в противоположных направлениях два конических колеса 70 и 71. Передача движения от колес 70 и 71 на ходовой винт XVII осуществляется при помощи кулачковой муфты 143. Включение производится рукояткой 107, выключение может быть как от руки, так и от упоров стола. Стол станка имеет устройство автоматического устранения люфта (зазора) между витками ходового винта и его гайки.
Принцип устройства и его действие состоят в следующем.
Бронзовая гайка состоит из двух частей. На цилиндрической поверхности каждой части нарезаны зубья, сцепленные с двумя рейками 145. Рейки 145, в свою очередь связанные между собой шестеренкой 75, поджимаются к гайкам пружинами.
Во время фрезерования усилие подачи на винте вызывает трение в витках одной части гайки и за счет трения поворачивает ее на некоторый угол. Точно такой же поворот, но в обратном направлении делает вторая часть. Таким образом, обе части гайки навинчиваются на ходовой винт и, упираясь в подпятники, как бы растягивают винт – люфт в витках в это время выбирается. По окончаИИ резания пружины подают гайки в обратном направлении и разворачивают гайки, чем обеспечивается легкость вращения винта в гайке при холостых ходах.