Milling-master.ru

В помощь хозяину
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология искусственного старения дерева

Старение дерева своими руками. Разные технологии с пошаговыми фото

Что такое браширование?

Слово «браширование» переводится с английского языка, как «щетка». Браширование дерева своими руками выполняется жесткой щеткой, которой удаляется часть волокон с поверхности заготовки, а созданный рельеф подчеркивается покрытиями. Процесс предполагает создание поверхности, у которой проявляются кольца и ярко выражена структура.

Как состаривается дерево?

Сегодня обычной мебели можно придать оригинальный стиль, если подвергнуть дерево искусственному старению специальными методами. Интерьеры из таких деталей также будут выглядеть дорогими. Естественные природные условия помогают состариться дереву, но на это уходит довольно много времени. В домашних условиях, сократив время, можно получить конечный результат, подвергнув древесину механической обработке и покрытию специальными составами. В этой статье домашний мастер получит не только советы, но и ответ на вопрос, как состарить дерево своими руками с помощью специальных методов.

  1. Хорошего эффекта можно достигнуть, если использовать для работы старые доски. Отсутствие такого простого материала дома или на участке не говорит о том, что его нет поблизости. Чаще всего соседи готовы бесплатно отдать ненужные доски.
  2. Следует помнить, что приобретение старых досок облегчает процесс работы, их состаривать несложно.
  3. Древесина разных пород состаривается по-разному независимо от того, что используются одни и те же материалы для покрытия. Крепление изделий с разным эффектом старения нужно заранее предусмотреть в готовой деревянной конструкции.
  4. Готовая состаренная доска сегодня может быть легко приобретена в магазине или на рынке, необходимость выполнять работу иногда отпадает.

Работы над старением дерева выполняются при помощи:

  • щетки с металлическим ворсом;
  • циркулярной щетки;
  • наждачной бумаги;
  • щетки для опилок;
  • нескольких кистей;
  • уайт-спирита (растворителя);
  • темного «Пинотекса»;
  • прозрачной и белой лазури «Белинка»;
  • большой губки.

Обработка дерева может проводиться пятью способами.

Мастер-классы по старению дерева

1. Состаривание путем удаления с поверхности волокон с последующей покраской.

Для старения дерева своими руками используется щетка с металлическим ворсом. Ею удаляются некоторые волокна, за счет чего создается неповторимый узор, который в дальнейшем будет подчеркнут покраской.

Сначала дерево необходимо ошкурить, затем обработать циркулярной щеткой автоматизированным способом. Можно использовать щетку с металлическим ворсом и проводить обработку вручную. В любом случае линии проводятся вдоль волокон.

Когда удаляются опилки, обнаруживается совершенно новый облик доски, который нужно подчеркнуть краской для старения дерева.

Затем очищенное изделие обрабатывается дважды кистью или валиком, на него наносится полупрозрачная лазурь «Белинка».

Спустя короткое время губкой необходимо снять небольшой слой покрытия, чтобы обнаружился рельеф. Если такой эффект старения удовлетворяет мастера, он может нанести сверху прозрачный лак.

В другом случае эффект можно подчеркнуть нанесением еще одного тонкого слоя лазури, который также удаляется с помощью губки, чтобы получилось беленое полотно, популярное в этом стиле. На высохшее дерево наносится лак или прозрачная краска одним слоем.

Различные элементы деревянных конструкций, выполненные по такой технологии старения дерева, прекрасно сочетаются в старинном стиле.

2. Создание эффекта старения щеткой.

С помощью щетки вручную обрабатывается дерево, которое покрывается белой непрозрачной лазурью в один слой. Когда покрытие высохнет, изделие снова подвергают обработке.

Эффектом старения становится поверхность белого цвета с рельефным рисунком.

3. Создание на дереве узора под старину, который покрывается несколькими слоями краски.

С помощью этого старения дерева своими руками ему можно придать древний вид, когда вещь выглядит как потертая от времени. Для начала материал подвергается небольшим повреждениям, когда его можно:

  • побить с помощью молотка;
  • проколоть в некоторых местах;
  • поцарапать с помощью режущего инструмента;
  • повредить шляпкой шурупа или железным прутом;
  • и другое.

Над деревом выполняются все возможные манипуляции, которые способны подчеркнуть старинный рельеф. После на поверхность наносится слой Пинотекса, имеющий густую консистенцию. Из-за своей густоты он будет положен неравномерно.

После высыхания густого слоя поверхность необходимо снова подвергнуть мелкой обработке щеткой или наждачкой. Повреждения следует делать небольшими, чтобы влияние времени казалось минимальным. Теперь изделие покрывается белой лазурью «Белинка», имеющей жидкую консистенцию. Покрытие необходимо наносить тонким слоем, необязательно равномерно.

Когда верхний слой высохнет, его необходимо соскрести, для чего используется щетка, которой выполняются продольные движения. Полученный рельеф подчеркивает эффект старины, но окрас пока еще далек от реального цвета, который имеет состаренное дерево.

Теперь, чтобы вещь сделать более естественной, ее оттенок надо немного приглушить. Лазурь смешивается с уайт-спиритом в отношении 1:1.

Изделие, обработанное смесью, имеет спокойную поверхность в теплом тоне, из-под которой просматривается темная поверхность Пинотекса. Таким способом хорошо создавать своими руками состаренную мебель из дерева.

4. Обработка огнем.

Используется газовая горелка. Достичь результата возможно тремя способами:

  • Обработка древесины не требуется, ее структура подчеркивается обжигом. Затем материал обрабатывается мелкой наждачкой, убираются опилки, и наносится лак.

  • Проводится механическая обработка и материал подвергается обжигу. В результате поверхность выглядит объемно, а дерево смотрится богато.

  • Старение древесины своими руками достигается путем интенсивного обжига, когда удаляются некоторые волокна. Потом изделие механически обрабатывается щеткой, имеющей жесткую металлическую щетину.

5. Создание объемного изделия с грубыми повреждениями, покрытого лаком.

Мастер-класс по брашированию дерева показывает, что необходимо делать этап за этапом, чтобы правильно состарить древесину:

  1. Для начала необходимо сделать правильный выбор древесины. Она не может быть молодой или смолистой. Лучше использовать материал с четкой структурой.
  2. Для обработки заготовки используется ручной рубанок, а не электрический, который не способен подчеркнуть натуральный эффект.
  3. На доске вручную с помощью стамески делаются засечки, не имеющие правильную форму. Выемки необходимо сделать на гранях так, чтобы было похоже, будто изделие рубали топором.
  4. В автоматическом режиме с помощью дрели и жестких ворсинок насадки с древесины снимаются мягкие волокна. Движения при работе должны быть легкими. Если использовать обычную щетку, то обработка будет более грубая.
  5. Тупой гвоздь позволяет добавить в декор червоточины. С его помощью можно сделать неглубокие отверстия.
  6. Поверхность очищается щеткой от мусора, на нее наносится Пинотекс Ультра. Эта краска-лак имеет устойчивость к влиянию окружающей среды.
  7. После высыхания поверхность обрабатывается мелкой наждачкой, обработка которой подчеркнет темные впадины и светлые выступы, придав изделию, объем. Выраженная структура древесины теперь выглядит очень красиво.
  8. В заключение дерево снова покрывается лаком.
Читать еще:  Деревообрабатывающие станки из европы

Фото брашированного дерева

Примеры фотографий с изображением обработанного материала позволяют увидеть широкие декоративные возможности состаренного искусственными методами дерева. Изделия из различных пород немолодой древесины, вскрытые лаком, краской, воском, маслом после браширования, могут приобрести всевозможные оттенки и получить новую жизнь.

Как красиво и просто состарить дерево своими руками в домашних условиях?

Состаренная, винтажная мебель идеально подчеркнет стиль Прованс и классика в интерьере. Сэкономить денежные средства на покупке антикварной мебели, состарив уже существующие предметы интерьера из дерева своими руками.

Существует достаточное количество способов, как состарить дерево в домашних условиях.

Браширование

Дословно название данного метода переводится как «обработка щеткой».

Все очень просто:

  • Подготавливаем жесткую металлическую щетку, наждачную бумагу.
  • Смочив дерево водой, двигаясь вдоль волокон, обрабатываем поверхность жесткой щеткой. За счет того, что металлическая щетка выбирает только мягкие волокна, на дереве начинает проявляться глубокий рельеф состаренной поверхности.
  • При необходимости состаренную поверхность зачищают наждачкой (удаляют заусенцы и шероховатости).

Патинирование

Не просто состарить, а придать дереву необходимый оттенок поможет метод патинирования.

Что нужно сделать:

  • Подготовить краску двух тонов, жесткую щетку и лак.
  • Дерево слегка ошкуривают и покрывают краской более темного тона.
  • Высохший первый слой краски покрывают еще одним слоем более светлого оклера.
  • После полного высыхания краски дерево зачищают жесткой щеткой. Инструмент снимает часть верхнего слоя краски, высвобождая нижний слой.
  • Дополнительно дерево обрабатывают лаком, который усиливает эффект состаривания.

Используя восковую свечу можно быстро добиться идеального эффекта разрушенного слоя краски на дереве.

Как это сделать:

  • Подготовить краску разных оттенков, свечку, тряпку, наждачку.
  • Дерево ошкуривают, окрашивают краской более темного тона.
  • После того как краска высохла, поверхность дерево натирают свечой (в произвольном порядке).
  • Наносят второй слой краски более светлого оттенка.
  • После того как краска высохла, поверхность протирают тряпкой. В местах, обработанных воском краска отойдет, создавая тем самым эффект старого, обшарпанного деревянного изделия.

Сухая кисть

Быстро состарить деревянную мебель можно используя метод сухой кисти.

Все очень просто:

  • Подготавливаем очень жесткую кисть и краску.
  • Обмакнув кисть в краску, дерево прокрашивают быстрыми движениями в произвольном порядке. Важно чтобы на кисти было минимальное количество краски. Добиться необходимого эффекта можно, при условии, что на кисть нанесено минимальное количество краски.

Пищевая сода

Секрет состоит в том, что сода вытягивает из волокон танин (цветной пигмент) осветляя древесину в произвольном порядке.

Что нужно сделать:

  • Подготовить пищевую соду, воду, кисть, металлическую щетку и тряпку.
  • Размешать соду и воду в пропорции 1:1.
  • На деревянную поверхность нанести кашицу из соды и оставить ее высыхать под прямыми лучами солнца.
  • После полного высыхания кашицы, дерево зачищают металлической щеткой.
  • Застрявшие частицы соды вытирают влажной тряпкой.

Полоскание

Максимально просто и быстро состарить деревянную мебель поможет метод полоскания.

Как это сделать:

  • Подготовить кисть, воду, тряпку и краску.
  • Покрасить деревянную поверхность и, не дожидаясь пока краска высохнет, протереть дерево тряпкой.

Обжиг

При наличии газовой горелки можно быстро состарить деревянную мебель.

Что нужно сделать:

  • Подготовить газовую горелку им металлическую щетку.
  • Предварительно обработанную металлической щеткой поверхность обжигают горелкой. Важно, чтобы движения были быстрыми и четкими. Нельзя допускать возгорания древесины.

Внимание: работы с горелкой можно проводить только в специальных защитных очках.

Используя на практике один из методов состаривания, можно быстро, просто и что немаловажно бюджетно наполнить интерьер стильными предметами мебели.

Технология искусственного старения дерева

старение древесины

Собственно само старение древесины процесс достаточно долгий и зависит от условий начальной обработки, условий эксплуатации и окружающей среды. Поэтому тут опишу несколько видов имитации старой древесины и соответственно мебели, которая из нее сделана или делается.

Можно выделить два направления техник и технологий искусственного старения (состаривания) древесины:

— механическое воздействие на древесину

Механическое воздействие на древесину

Можно подразделить на следующие имитации, которые сами по себе не обеспечивает правдоподобность и поэтому применяются совместно с цветовым решением:

* рельефной текстуры старой древесины (браширование);

* разрушительного воздействия древесных вредителей (короедов, личинок…)

— удары по древесине мешочком/носком/перчаткой с гвоздями

— просверливание отверстий-червоточин и «рисование» бороздок-червоточин сверлом 1-5 мм

* случайных механических повреждений при эксплуатации (при переноске мебели, упало, может, что или стукнулись о мебель…)

* стертости в местах частого соприкосновения с одеждой, обувью, руками, и др. частями тела (например, как старые стертые деревянные ступеньки лестницы)

* старых и ручных методов обработки:

— неровная поверхность дерева (можно УШМ с абразивной насадкой неаккуратно снять верхний слой с поверхности мебельного щита или любой деревянной заготовки)

Игра с цветом

Тут имитации такие:

* ценных пород дерева (это к старению не относится, но к игре цветом — вполне)

* изменения цвета древесины в неблагоприятных условиях окружающей среды (потемнение, пожухлость фактуры древесины, загрязнение древесины, «патина», синева, гниль)

* старения самих лакокрасочных поверхностей (например, образование сети трещин /техника кракле, кракелюр/ или имитация стертости ЛКМ)

Читать еще:  Станок деревообрабатывающий д 400

* перекраски (когда через «новое» покрытие просматриваются старые слои. в статье много фотографий с ней)

* само по себе использование натуральных масел и воска может подчеркнуть «древность» состаренной мебели

И еще несколько фотографий окрашенной древесины, которая живет на улице:

Экстремальный метод — использование горелки. Нужные участки поджигаются до нужной кондиции и лишние «угли» снимаются до получения нужного эффекта. Естественно мягкие волокна выгорают глубже.

Химическое старение древесины

Есть конечно энтузиасты, которые травят дерево активными химическими веществами, вроде щелочи, аммиака и разных кислот (дуб, например, советуют травить купоросом). Такая обработка изменяет цвет и обычно «съедает» мягкие волокна древесины, а в твердых породах выявляет поры.

Обычно наносят в виде гелей, вымачивают или травят на пару.

Подробнее можете посмотреть тут:

Красителями и пигментами в сочетании с лаками, красками, маслами и восками можно «старить» древесину, как самостоятельными методами, так и подчеркивая механически «состаренную» древесину. О том, какие масла полимеризуются, можно почитать в статье о стабилизации древесины.

Вот один из удачных примеров искусственного старения древесины (фото 1200*900):

И еще подборка реальных примеров искусственного старения древесины:

Давно обещал рассказать, как старить древесину на конкретном примере. Пример такой:

1. Создание базовой поверхности механического старения древесины:

— сглаживание и вышлифовка острых углов в местах вероятного наибольшего использования

Этим приемом пользуются и в других местах, все равно наше подсознание ассоциирует такие места как очень изношенные и старые

— нанесение следов механической обработки

В моем случае это следы от абразивного инструмента.

2. Шлифовка мелким абразивом (180) всей поверхности

3. Нанесение базового ЛКМ покрытия. Это может быть обычный бесцветный или колерованный лак для тонирования. На фото верхняя доска.

Делается это для того, чтобы дерево не пересыхало и создало промежуточный слой для «патины».

Колерованный лак наносится, и сразу стираются излишки сухой тряпкой для выявления текстуры древесины, механических повреждений и оставления мазков от тряпки.

4. Более детальное механическое старение древесины:

— разметка и сверление червоточин

— доработка и/или добавление крупных повреждений (стертости, удары, царапины)

— добавление сети мелких повреждений мешочком с гвоздями, шурупами, гайками, шариками и прочим металлическим «мусором»

5. Щадящая шлифовка (400)

6. Нанесение «патины«. В кавычках, потому что это не патина, а имитация старых «вековых» загрязнений, которые похожи на патину, образующуюся на металле

Наносится так же, как и колерованный лак, только более тщательно. Должна попасть во все углубления и повреждения и оставить живописные разводы. «Рисуем» потемневшие участки дерева возле скопления червоточин.

Если на этом этапе сошлифовать верхний слой ЛКМ, получится такой эффект как на второй фото. На третьей фото то же, но с тонированием.

7. Щадящая шлифовка (400) и сошлифовка патины на внешних углах и местах частого использования (нижняя доска на фото в пункте №3).

8. Нанесение тонированного лака. Наносится творчески, чтобы были видны неравномерные прокрасы и мазки.

Справа тонированный лак, слева «патина».

9. Щадящая шлифовка (400)

10. Обычная защитная лакировка с межслойным шлифованием. Можно задуть краскопультом.

11. Нанесение разведенной «патины». Втираем во все щели. Ждем пока подсохнет и полируем поверхность по верхам так, чтобы патина осталась только в повреждениях, углублениях и внутренних углах.

На второй фото слева готовая доска из состаренной древесины с «патиной», справа без нее.

Готово.

Что вспомню еще – добавлю. Что вспомните – тоже добавляйте в комментариях.

Искусственное состаривание предметов. Техники и способы 

Искусственное состаривание предметов. Техники и способы 

Актуальная сейчас тенденция — преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

«Сухая кисть»

Сухая кисть — прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.

И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина — это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

1. Битумная патина

На поверхность наносится битумный лак и тут же стираются излишки. Лак остается только в углублениях, затеняя поверхность. Закрепляется шеллачным лаком.

2. Патина на основе акрила

Сильно разведенная водой акриловая краска проливается в углубления рельефа, а излишки стираются чистой тканью.

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

Читать еще:  Фрезерные деревообрабатывающие станки

4. Шеллачный лак

Шеллачный лак придает поверхностям теплый светло-желтый оттенок или красно-оранжевый оттенок. Широко применяется в деревообработке, для подчеркивания текстуры дерева, используется как защитный и покрывной.

5. Восковая патина

Растирается по поверхности и тонирует выбранные участки. Сохнет значительное время. Придает поверхности мягкий шелковистый отблеск.

Лессировка

Лессировка — это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.

Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.

Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг — капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг — это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле — техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

3. Фацетный лак

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин — паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.

Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

• цвет слоновой кости;

• белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами — протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие — тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector