Каретка для деревообрабатывающего станка
Инструкция: каретка для циркулярки своими руками
Чтобы просто распилить дерево на растопку или сделать продольные профили для обшивки или строительства в домашней мастерской – одной стационарной «циркулярки» мастеру будет вполне достаточно. Если же ему понадобится совершить ряд более серьезных столярных манипуляций и сделать более точный распил, прямой или с углами – он использует каретку.
Этот инструмент представляет собой движущийся по специальным «салазкам» зажим под деревянные болванки или заготовки, который, с помощью небольших советов, легко изготовит для себя каждый мастер.
Необходимые инструменты
Для того чтобы сконструировать каретку для циркулярной пилы своими руками и с комфортом использовать ее затем в условиях домашней мастерской, прежде всего, следует подготовить набор материалов и инструментов для ее изготовления:
- Стационарная циркулярная пила на распилочном столе;
- Шуруповерт или дрель, а также ручной фрезер;
- Монтажный клей – подойдет эпоксидная смола;
- Ножовка или болгарка – может понадобиться, что отпилить выступающие детали конструкции;
- Шурупы-саморезы, чтобы закрепить части изделия;
- Металлические гайки по диаметру меньше толщины отверстия профиля – они будут ненадолго в него засыпаны;
- 2 П-видных профтрубы-швеллера из металла (например: алюминий);
- Две рейки из фанеры или дерева – они послужат направляющими. По толщине они должны свободно входить в П-отверстие профиля;
- Квадратная тонкая фанерная планка для основания;
- Две деревянные стенки – для изготовления упорных стенок каретки.
Справка. Дополнительно рекомендуется держать «наготове» пылесос, чтобы продувать конструкцию от стружек и деревянной «пыли» после распила или сверления.
Чертеж 1
Чертеж 2
Пошаговая инструкция
Итак, детали конструкции и необходимые инструменты подобраны, можно приступать к сборке и последующему монтажу самодельной каретки.
Шаг 1: Крепление алюминиевых профилей
Так как каретка будет «бегать по распилочному столу», первое, что следует сделать – это направляющие пазы. Для этого берут два П-образных профиля, примерно равных длине стола. Подогнать размеры можно болгаркой.
На одинаковом расстоянии от расположения режущего диска циркулярки прочерчивают две параллельных ему линии. Затем с помощью ручного фрезера выпиливают по ним П-профильные отверстия, выдувают из них стружку и с помощью клея закрепляют в них профтрубы. После того как клей просохнет – пазы готовы.
Шаг 2: Изготовление базы каретки
Далее конструируется передвижная база торцовочной каретки. Для этого берутся две планки, которые по толщине свободно входят в П-образный паз. Но здесь есть один момент – каретка должна будет свободно «скользить» по столу, а для этого ее на 2-3 мм приподнимают над столом. Чтобы это сделать, в профильные пазы на равном расстоянии выкладываются гайки одинаковой толщины, после чего на них укладываются рейки-направляющие.
Затем на них наносится клей, которым фиксируется фанерная планка-основание. Чтобы прижать ее плотнее, можно закрепить по бокам фиксаторы.
Когда смола высохнет, гайки убираются из профильных пазов и мастер проверяет, свободно ли по них ходит каретка. После этого, для удобства дальнейшего использования каретку обрезают по бокам по профилю стола.
Шаг 3: Монтаж стенок
Итак, основа готова и далее на нее устанавливаются упорные стенки. Для этого берется два деревянных бруска: один из них жестко, с помощью саморезов, фиксируется по ближнему к мастеру краю так, чтобы он был строго перпендикулярно режущей кромке диска пилы; второй закрепляется по верхнему краю, но только с одной стороны. Это нужно для того, чтобы мастер мог выровнять эту стенку строго параллельно нижней. Операция выполняется с помощью угольника.
После того, как стенки выровнены, проводится пробный распил. Он имеет две цели – с его помощью пропиливают отверстия в стенках и основании каретки, а также измерив затем распиленную заготовку, проверяют – верно ли выверен прямой угол распила.
Важно. Высота стенок должна быть достаточной, чтобы режущая кромка входила в них не более чем на ее половину, иначе во время эксплуатации каретка может разломиться – а это неоправданный риск при работе с циркулярной пилой.
Шаг 4: Изготовление комбинированного квадрата для резки под углом
Итак, обычная каретка с прямой протяжкой готова, но что, если мастеру потребуется пропилить что-то под другим наклоном, например 60, 40 или 30 градусов? Для таких операций понадобится дополнительный конструкционный элемент, который называют «комбинированным квадратом».
Название не случайно взято в кавычки – дело в том, что базой заготовки действительно является квадратная деревянная платформа. Ее выпиливают так, чтобы она свободно помещалась между упорами основной каретки и одной из сторон фиксировалась у нижней стенки.
После этого заготовку кроят, вырезая из нее фрагменты под нужными углами – получившиеся скосы и будут направляющими, по которым укладывают деталь, которую нужно распилить под этим углом.
«Квадрат» после изготовления жестко (на клей или саморезы) монтируют на каретку. Другой, более продвинутый вариант – в квадрате и основе каретки с помощью фрезера выпиливаются округлые пазы, которые позволяют квадрату передвигаться вдоль основания на подвижном фиксаторе. Он изготавливается из шурупа, гайки и двух металлических шайб.
Подробное видео как сделать торцовочную каретку описанную выше:
Еще один пример на видео:
Нюансы при работе
В завершении приведем несколько тонкостей, которые полезно знать, если хотите сделать самодельную каретку для циркулярной пилы:
- На опорную стенку в месте, где диск проходит сквозь нее, рекомендуют установить толстый брусок, который не даст пиле выскочить за край стенки, что может привести к травме.
- Для того чтобы придать конструкции большее скольжение рекомендуют зачистить полозья наждачной бумагой, а пазы периодически смазать огарком свечи (из парафина или стеарина). Иногда берется воск, но его использовать не рекомендуют, так как стаивания при эксплуатации, он липнет к полозьям.
- Перед нанесением клея на детали, продувайте конструкцию от частиц деревянной пыли и стружки, чтобы избежать неровностей после склеивания.
- Пропилив стенки, убедитесь, что пила свободно проходит сквозь них. Для этого можно сделать пропиленное отверстие немного больше толщины диска.
Важно. Мастеру, сколь бы опытным он не был, не следует забывать, что циркулярная пила – это агрегат повышенной травмоопасности, поэтому при изготовлении каретки и работе на пиле с ее помощью, всегда следует быть внимательным и аккуратным и помнить о технике безопасности.
Изготовив таким нехитрым способом торцевую каретку в условиях домашней мастерской, под рукой у мастера будет удобный в обращении, универсальный инструмент, которому найдется применение в большинстве видов столярных работ.
Простая каретка для самодельной циркулярки
Данный вариант я буду рассматривать на примере изготовления каретки для настольного минициркулярного станка J1F-DS100, который ранее был переоборудован. Об этом в этой статье
Учитывая, что большинство мастеров будут изготавливать подобные приспособления для иных пил, в данном случае интерес представляет сам процесс изготовления и конструкция устройства (она типичная и распространенная), а не размеры, проставленные в прилагаемом чертеже.
Последовательность изготовления
Итак, в изготовленном станке мы имеем столешницу, выполненную из обычной фанеры.
(Пусть вас не смущает некая разница в размерах столешницы на дальнейших фото — я просто заменил фанерку на чуть большую, ибо понял, что размеры этой несколько маловаты)
Разметка направляющих
Чтобы в дальнейшем получить более-менее годный инструмент, необходимо максимально точно выполнить разметку и фрезерование параллельных пазов, в которые будут установлены полозки каретки. Первым необходимым условием здесь является их параллельность плоскости пильного диска. Для этого нужно как можно точнее «отбить эту линию» на поверхности столешнице. Если у посадки диска отсутствуют люфты и биение, то достаточно плотно приложить металлическую линейку к диску и провести искомую линию.
Фрезерование пазов под полозки
Теперь параллельно этой линии необходимо выфрезеровать два паза по обе стороны от пильного диска.
Как правило, в эти пазы мастера вставляют п-образные металлические профили для предотвращения износа пазов в процессе эксплуатации и лучшего скольжения полозков.
Чтобы обеспечить более-менее устойчивое положение каретки, я приблизительно поделил столешницу на три равные части и провел искомые две линии. Параллельность здесь является самым важным условием. Фрезеровать нужно по упору любым фрезером. Для этого микро-станка я использовал кромочный фрезер.
Изготовление полозков
Полозки можно изготовить из древесины твердых пород, например из клена. У меня под рукой оказался дуб и я напилил рейки из него. Вообще, если в пазы вставлен алюминиевый п-образный профиль, то износ полозков будет гораздо меньше. Я обошелся без профиля в силу того, что планирую купить станок Проксон и ресурса этой самоделки при условии нечастого ее использования мне будет достаточно. Те же, кто делает самоделку «всерьез и надолго» имейте этот аспект ввиду.
Рейки должны плотно сидеть в пазах, но иметь свободное скольжение и не болтаться в них. В противном случае будет болтаться и сама каретка. Рейки должны быть заподлицо с поверхность столешницы для простоты установки на них площадки каретки.
Монтаж основания каретки на полозки
Следующим этапом производится установка основания каретки на полозки. Для этого станка я беру лист МДФ толщиной 7 мм. Так как для установки основания я использую ПВА, то предварительно с каждого края полозка наклеиваю малярный скотч для предохранения поверхностей от попадания излишков выдавившегося клея.
Далее на полозки можно нанести клей
и поверх полозков положить заготовку основания, зафиксировав его струбцинами по местам склейки
После того, как клей высох, каретку извлекают, удаляют скотч и проверяют ее скольжение в пазах
Разметка углов каретки
Каретка устанавливается в пазы, включается пила, и делается пропил в передней части основания.
И вот относительно линии этого пропила и отбивают искомые 45 градусов по обеим сторонам. Это позволяет вести отсчет измерений от фактического положения пильного диска в пропиле каретки.
Далее спиливаем углы и получаем максимально близкий к итогу результат
Коррекция углов каретки
Устанавливаем упор на любое произвольное расстояние от диска и запиливаем 4 черновые заготовки
Складывая их в рамку, проверяем точность соединения на ус
При малейших отклонениях от правильного угла, подрезаем с нужной стороны край каретки, и снова производим пробную усовку, доводя таким образом до точного угла в 45 градусов.
После этого можно установить борта каретки заподлицо со срезом основания. С задней стороны выводим кромку каретки под прямым углом к диску пилы, обеспечивая тем самым возможность торцовки деталей под 90 градусов.
Простая каретка для самодельной циркулярки
Данный вариант я буду рассматривать на примере изготовления каретки для настольного минициркулярного станка J1F-DS100, который ранее был переоборудован. Об этом в этой статье
Учитывая, что большинство мастеров будут изготавливать подобные приспособления для иных пил, в данном случае интерес представляет сам процесс изготовления и конструкция устройства (она типичная и распространенная), а не размеры, проставленные в прилагаемом чертеже.
Последовательность изготовления
Итак, в изготовленном станке мы имеем столешницу, выполненную из обычной фанеры.
(Пусть вас не смущает некая разница в размерах столешницы на дальнейших фото — я просто заменил фанерку на чуть большую, ибо понял, что размеры этой несколько маловаты)
Разметка направляющих
Чтобы в дальнейшем получить более-менее годный инструмент, необходимо максимально точно выполнить разметку и фрезерование параллельных пазов, в которые будут установлены полозки каретки. Первым необходимым условием здесь является их параллельность плоскости пильного диска. Для этого нужно как можно точнее «отбить эту линию» на поверхности столешнице. Если у посадки диска отсутствуют люфты и биение, то достаточно плотно приложить металлическую линейку к диску и провести искомую линию.
Фрезерование пазов под полозки
Теперь параллельно этой линии необходимо выфрезеровать два паза по обе стороны от пильного диска.
Как правило, в эти пазы мастера вставляют п-образные металлические профили для предотвращения износа пазов в процессе эксплуатации и лучшего скольжения полозков.
Чтобы обеспечить более-менее устойчивое положение каретки, я приблизительно поделил столешницу на три равные части и провел искомые две линии. Параллельность здесь является самым важным условием. Фрезеровать нужно по упору любым фрезером. Для этого микро-станка я использовал кромочный фрезер.
Изготовление полозков
Полозки можно изготовить из древесины твердых пород, например из клена. У меня под рукой оказался дуб и я напилил рейки из него. Вообще, если в пазы вставлен алюминиевый п-образный профиль, то износ полозков будет гораздо меньше. Я обошелся без профиля в силу того, что планирую купить станок Проксон и ресурса этой самоделки при условии нечастого ее использования мне будет достаточно. Те же, кто делает самоделку «всерьез и надолго» имейте этот аспект ввиду.
Рейки должны плотно сидеть в пазах, но иметь свободное скольжение и не болтаться в них. В противном случае будет болтаться и сама каретка. Рейки должны быть заподлицо с поверхность столешницы для простоты установки на них площадки каретки.
Монтаж основания каретки на полозки
Следующим этапом производится установка основания каретки на полозки. Для этого станка я беру лист МДФ толщиной 7 мм. Так как для установки основания я использую ПВА, то предварительно с каждого края полозка наклеиваю малярный скотч для предохранения поверхностей от попадания излишков выдавившегося клея.
Далее на полозки можно нанести клей
и поверх полозков положить заготовку основания, зафиксировав его струбцинами по местам склейки
После того, как клей высох, каретку извлекают, удаляют скотч и проверяют ее скольжение в пазах
Разметка углов каретки
Каретка устанавливается в пазы, включается пила, и делается пропил в передней части основания.
И вот относительно линии этого пропила и отбивают искомые 45 градусов по обеим сторонам. Это позволяет вести отсчет измерений от фактического положения пильного диска в пропиле каретки.
Далее спиливаем углы и получаем максимально близкий к итогу результат
Коррекция углов каретки
Устанавливаем упор на любое произвольное расстояние от диска и запиливаем 4 черновые заготовки
Складывая их в рамку, проверяем точность соединения на ус
При малейших отклонениях от правильного угла, подрезаем с нужной стороны край каретки, и снова производим пробную усовку, доводя таким образом до точного угла в 45 градусов.
После этого можно установить борта каретки заподлицо со срезом основания. С задней стороны выводим кромку каретки под прямым углом к диску пилы, обеспечивая тем самым возможность торцовки деталей под 90 градусов.
Как сделать каретку для поперечного пиления в свою мастерскую.
На днях решил сделать каретку для поперечного пиления в мастерскую. В общем случае это вспомогательное устройство позволяющее без торцовочной пилы делать точный поперечный распил заготовок на распиловочном станке.
Я подготовил видео самого процесса, так что если Вам не интересно читать, Вы можете пролистать до самого конца, там найдете ролик. В нем нет моих комментариев. Упор сделан больше на визуальную составляющую. Спокойная музыка, звук инструмента и скучный я.
Ну а если вам интересно почитать, то сама история ниже.
У меня были остатки от фанерных листов разной толщины и их нужно было куда-то потратить. Если честно я не долго думал что с ними сделать. В отсутствие торцовочной пилы каретка для циркулярки очень актуальное приспособление. Именно на нее я и потратил часть своего хлама.
Первым делом я напилил направляющие для пазов в циркулярке. Литье стола на моем станке оставляет желать лучшего, поэтому подгонял ширину реек на глаз. Через несколько итераций добился приемлемого результата. Затем убрал черезмерную толщину. В результате эти рейки сидят в пазу без люфта и немного утоплены в нем. Это необходимо для того чтобы после крепления к основанию низ направляющих не касался дна паза.
Пришло время чернового крепления реек к основанию. Для этого я подложил под рейки тонкие проставки, чтобы они как бы выпирали над столом. Далее на двусторонний скотч приклеил к основанию.
Убедился, что все как надо и закрепил на чОрные саморезы =). Чем больше тем лучше.
Для большей функциональности будущей каретки фрезерую паз для алюминиевого профиля или проще — профиль Т-паз. Здесь же и кроется самый главный косяк. Я запорол каретку.
Можете заметить, слева сделан лишний паз. Каретка испорчена =( по крайней мере ее внешний вид. Благо глубина фрезерования была маленькой и второй паз глубиной всего в пару миллиметров.
Склеил переднюю часть будущей каретки. Для этого использовал два куска 18мм фанеры.
Алюминиевый профиль приклеил на эпоксидку. Ей же попытался залить лишний паз. Для этого намешал красителя в смолу. Думал будет красиво =)
Вот так это выглядит на пол пути.
Проделал небольшие пазы в профиле, чтобы можно было вставить зажимы со стороны задней стенки.
Прикрепил переднюю стенку. На ней тоже сделал фрезеровку под паз. Осталось провести финишную калибровку и НедоКаретка готова.
Из какого-то обрезка сделал упор на винте. Вот и все готово. Это конечно не теслу в космос запустить, но все равно очень полезная вещь, которой я пользуюсь достаточно часто в своей мастерской.
Если у Вас есть какие-то замечания и пожелания пишите в комментариях, обсудим.
Все самые последние новости и эксперименты я гораздо раньше размещаю в своем Instagram аккаунте.